Права ребенка в школе

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "права ребенка в школе" с комментариями наших специалистов.

Прокуратура Московской области

Конституцией Российской Федерации каждому ребенку гарантировано право на получение основного общего образования бесплатно.

При приеме в школу ребенок имеет право ознакомиться с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы, которые должны быть вывешены администрацией школы для всеобщего обозрения.

Ученик имеет право на ускоренный курс обучения по предмету, который может выучить досрочно. Способы помощи школы такому желанию ученика должны содержаться в Уставе школы.

Ребенок имеет право участвовать в управлении внутренней жизнью школы. Если школьник не согласен с решением администрации учебного заведения, он вправе обратиться за содействием в уполномоченные государственные органы через своего представителя (родителя, учителя). Эта возможность предусмотрена статьей 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Ребенок старше восьми лет вправе участвовать в создании в школе общественных объединений и организаций, если они не носят политического или религиозного характера. Ученики могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих прав, если такие собрания не нарушают Устава школы.

Ребенок имеет право бесплатно пользоваться школьной библиотекой.

Федеральными законами от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены права ребенка на уважение его человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение свих мнений и убеждений, а также свободу от принудительного труда.

При обучении в школе каждый ученик обязан: соблюдать Устав и правила общеобразовательного заведения; добросовестно учиться; посещать занятия, входящие в основную образовательную программу,в соответствии с расписанием; бережно относиться к имуществу школы; уважать честь и достоинство других учеников и работников школы; выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Нередки случаи, когда с родителей школьников взимаются средства на нужды школы. Следует знать, что решение о передаче денег в пользу школы может быть только добровольным.
Это же касается и факультативных занятий. В каждой школе есть учебный план, в котором расписана по классам основная общеобразовательная программа, а также дополнительные задания, кружки и факультативы. Основная программа – бесплатна и обязательна для школьника, посещение дополнительных занятий может быть только добровольным. Учитель не может заставить ученика ходить на дополнительные занятия, которые не входят в основную программу.

В школе не должна навязываться какая-либо религия или убеждения. Ребенок имеет право на свободу совести и вероисповедания. Школа не имеет права проводить какие-либо мероприятия религиозного характера и собирать пожертвования для религиозных организаций. Ученики имеют полное право отказаться участвовать в таких мероприятиях.

Кроме того, педагог не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к какой-либо религии.

В случае нарушения прав ребенка родители и иные законные представители могут обратиться с письменной жалобой к директору школы. В случае непринятия мер — в территориальный орган департамента образования по месту нахождения школы или в прокуратуру. Кроме этого, родители вправе обжаловать действия администрации школы в судебном порядке.

В школе также не допустимо применение физического и психического насилия по отношению к ученикам. Использование таких методов является основанием для привлечения работника образовательного учреждения к уголовной ответственности.

Права и обязанности школьника

Ученик, как и любой другой человек, имеет права. Образование является неотъемлемой частью гармоничного развития личности, и получить его – это право ребенка. Однако наряду с этим у школьника имеются и обязанности, которые он должен выполнять, посещая школу. Знание своих прав и обязанностей помогает создать нормальную рабочую обстановку, способствующую успешной учебе, развитию культуры поведения, воспитания уважения к личности. Права и обязанности ребенка в школе находятся под охраной законодательства его страны и Конвенции о правах школьника, принятой ООН.

Права школьника в школе

Итак, каждый ученик обладает правом:

Но каждому ребенку необходимо не только знать, какие права имеет школьник, но и выполнять следующие обязанности:

  • следовать Уставу школы, посещать занятия согласно расписанию и не опаздывать;
  • выполнять указания директора, учителей, классного руководителя и остальных работников общеобразовательного учреждения;
  • учиться добросовестно, выполнять домашние задания систематически, расширять знания, улучшать умения и навыки;
  • бережливо относится к имуществу общеобразовательного учреждения, соблюдать чистоту в здании и прилегающей территории;
  • с уважением относится к другим учащимся, младшим школьникам, а также к сотрудникам школы;
  • принимать участие в уборке школьных классов, в мероприятиях по благоустройству прилегающей территории и дежурству по школе;
  • одеваться чисто и скромно, выглядеть опрятно;
  • при пропуске занятий предъявить объяснительную от родителей или справку от врача;
  • соблюдать право собственности и понимать, что одежда, школьные принадлежности и др., находящиеся в школе, принадлежат их владельцам;
  • заботиться о своей собственной безопасности и здоровье, а также о здоровье окружающих, соблюдать установленные правила техники безопасности: не курить, не принимать алкоголь и наркотики, не приносить в школу токсические и взрывоопасные вещества.

Знакомить с указанными выше положениями необходимо детей, которые только начали ходить в школу. Это поможет им правильно выстраивать отношения с одноклассниками, учителями и персоналом, избежать ущемления своих прав, отстаивать правоту, вовлечься в учебный процесс. Ознакомление с правами и обязанностями младших школьников проводится на внеклассных уроках и общешкольных мероприятиях.

Права ребенка в школе

Каждый человек в соответствии с Конституцией имеет право на образование. Именно образование является неотъемлемой частью гармоничного и полноценного развития личности. Каждый ребенок в современном мире обязан посещать школу, чтобы получать новые знания и умения и совершенствовать уже известные.

Между тем, далеко не всегда обучение детей в образовательном учреждении проходит гладко и спокойно. Некоторые родители сталкиваются с ситуацией, когда права их ребенка в школе ущемляются. Чтобы этого не случилось, начиная с первого класса, вы должны в доступной форме донести до своего сына или дочери, на что именно он имеет право.

В данной статье мы расскажем вам, какие существуют права ребенка в школе в России и Украине, и что нужно делать, чтобы защитить свое чадо от произвола.

Какие права есть у ребенка в школах России и Украины?

Права школьников, как в России, так и в Украине ничем не различаются. Каждый ребенок защищен законодательством, и нарушение его прав в школе обязательно должно быть пресечено и наказано. Украинские и российские школьники имеют следующие права:

  • самостоятельно выбрать образовательную программу, а также школу, в которой ребенок будет учиться;
  • учиться в безопасных условиях;
  • на уважение своей личности со стороны всего персонала образовательного учреждения;
  • на предоставление необходимой учебной базы, то есть учебников, рабочих тетрадей и так далее;
  • получить среднее образование и аттестат абсолютно бесплатно;
  • получать необходимую художественную и учебную литературу в школьной библиотеке;
  • добровольно участвовать в работах по благоустройству школы и пришкольной территории;
  • при желании получить дополнительные услуги, в том числе на коммерческой основе;
  • при необходимости получать квалифицированную помощь профессионального психолога;
  • в любое время года ученик, с согласия собственных родителей, имеет право перевестись в другое учебное заведение аналогичного типа;
  • получать образование на своем родном языке, а также выбрать дополнительный язык для изучения;
  • после 15 лет, при согласии родителей или опекунов, школьник имеет право прекратить обучение;
  • посещать любые школьные мероприятия;
  • открыто выражать свое мнение и выслушивать мнение других.
Читайте так же:  Романтический макияж на день святого валентина

Что делать в случае ущемления прав ребенка в школе?

Поскольку любой школьник – такой же гражданин своего государства, как и все остальные, ущемление его прав во время обучения в учебном заведении не допускается и должно быть наказано. В том числе, это касается и прав ребенка-инвалида. При наличии определенных медицинских показаний и согласия родителей или опекунов, такие детки могут обучаться в специализированных учреждениях. Между тем, если малыш по состоянию здоровья может учиться в общеобразовательной школе, права ребенка-инвалида абсолютно ничем не должны отличаться от прав здоровых детей.

Права школьников могут быть нарушены в случае проявления в их сторону, как физического, так и психологического насилия. При этом, если все дети и родители прекрасно понимают, что применение к ребенку физической силы недопустимо, то некоторые формы психологического насилия могут остаться без должного внимания.

Так, нарушение прав ребенка в школе с психологической точки зрения может выражаться в следующем:

  • угрозы и оскорбления;
  • временная изоляция от других учеников;
  • предъявление требований, которые ребенок заведомо не может выполнить в силу своего возраста или физических возможностей;

  • необоснованная критика, доведение до слез;
  • демонстрация негативизма по отношению к конкретному ученику со стороны педагога.
  • В случае любого проявления насилия со стороны преподавателя, родители могут обратиться к директору с требованием о защите прав своего ребенка в школе. Если высшее руководство учебного заведения отказывается разбираться в ситуации, мамы и папы, а также опекуны имеют право подать заявление в прокуратуру.

    Как защитить ребенка, его права и интересы при нахождении в школе

    Получение образования в школе занимает значительную часть жизни ребенка, его детства. Важно, чтобы процесс обучения был комфортным и безболезненным для неокрепшей детской психики. Защита интересов и законных прав детей позволяет сделать образование не только безопасным, но и сохраняющим личность, честь и достоинство будущего гражданина правовой и демократической страны.

    Набор прав, гарантированных каждому ребенку в школе

    Все основные права граждан независимо от их возраста и социального статуса закреплены в Конституции России и в отдельных нормативных актах. Помимо этого нашей страной были ратифицированы многочисленные международные акты и конвенции, закрепляющие права человека, в том числе и ребенка.

    К основополагающим правам, принадлежащим всем людям от рождения, относятся: право на имя, на жизнь и другие.

    Набор прав каждого ребенка включает как основополагающие права, так и специфические права, связанные с получением образования в школе. Перечень таких прав регламентирован в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в частности, ст. 34) и ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. и включает:

    Перечисленные права являются лишь базисом и могут быть дополнены и другими, например, право на ускоренное обучение, если установленная школьная программа освоена быстрее учебного плана или право свободы вероисповедания.

    Надлежащее исполнение прав ребенка является прямой обязанностью учебного заведения, в лице его руководства и педагогического состава.

    Внимание! Родители, являясь в силу правовых норм законными представителями, вправе защищать права ребенка всеми установленными законом средствами и способами.

    Права в школе отдельных категорий детей

    Дети, которые в силу физического и психологического развития, требуют индивидуального подхода и обладают расширенными правами. Это позволяет им чувствовать себя равными другим детям и осваивать школьную программу в соответствии с установленными стандартами образования.

    К детям, требующим дополнительное внимание со стороны образовательных учреждений, относятся инвалиды, полные сироты и иные категории установленные законом. Такие дети имеют право:
    • приоритетное зачисление в школу при наличии очереди либо ограничений по количеству учеников;
    • выбор школы в зависимости от территориального фактора, а также с учетом рекомендаций и показаний медико-педагогической экспертизы;
    • при решении вопросов отчисления из-за неуспеваемости обязательно участие Комиссии по делам несовершеннолетних, которая контролирует защиту прав и интересов учеников.

    Способы и средства защиты прав ребенка

    Права ребенка устанавливает федеральное законодательства, уставы учебных заведений могут лишь их расширить, не ухудшая положение самого ребенка-школьника. Защита всех прав осуществляется в строгом соответствии с законодательством, а также посредством способов и средств, сформулированных в уставе школы.

    Родители и школьники самостоятельно вправе защищать свои интересы следующими способами:

    • разрешение возникшей ситуации в устной форме с привлечением классного руководителя и руководства школы;
    • при невозможности решения проблемы посредством беседы следует подготовить заявление на руководителя школы и копию направить в отдел образования районной администрации;
    • если указанные выше способы не повлекли ожидаемого результата, то следует обращаться в прокуратуру и в полицию. При этом следует обеспечить наличие доказательств (проведение экспертизы в случае физического или психического насилия) и свидетельских показаний.

    В заявлении указать все обстоятельства произошедшего со слов ребенка с учетом имеющихся доказательств. После проведения внутреннего расследования в зависимости от степени вины педагога в отношении него может быть вынесено дисциплинарное взыскание либо решение об увольнении и невозможности заниматься педагогической деятельностью в будущем.

    (Конституция РФ, статья 38)

    Права ребенка гарантированы

    Конвенцией о правах ребенка

    Взрослые должны соблюдать интересы ребенка в первую очередь (статья 3).

    Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие(статья 6) .

    Ребенок имеет право знать своих родителей и рассчитывать на их любовь и защиту (статья 7).

    Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая имя и семейные связи (статья 8).

    Ребенок может иметь свое собственное мнение и свободно его выражать (статья 12).

    Ребенок имеет право получать любую информацию и передавать ее кому угодно, не обижая при этом других людей (статья 13).

    Читайте так же:  Как делать маски для волос из вина

    Дети имеют право собираться вместе и обсуждать свои дела на мирных собраниях (статья 15).

    Каждый ребенок имеет право на личную жизнь и свои тайны (статья 16).

    Ребенок имеет право на защиту от жестокого обращения (статья 19).

    Ребенок имеет право на наиболее совершенное медицинское обслуживание (статья 24).

    Ребенок имеет право на бесплатное образование и уважительное отношение к нему педагогов (статья 28)

    Все дети имеют равные права, независимо от национальности, пола, религии (статья 30).

    Ребенок имеет право на игры, творчество, отдых, занятия спортом и искусством (статья 31).

    Ребенок имеет право на защиту от унижающих его достоинство видов обращения и наказания (статья 37).

    Конституция Российской Федерации

    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Каждый имеет право на жизнь.

    Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

    Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом.

    Материнство и детство, семья находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

    Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
    В Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая
    укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

    Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях.

    Каждому гарантируется свобода литературного, художественного и других видов творчества. Каждый имеет право на участие в культурной жизни.

    Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

    Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

    При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое,грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

    Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законном порядке.

    Права ребенка в школе

    У любого гражданина страны, вне зависимости от возраста, есть правовой статус – ряд прав и обязанностей. Попробуем разобраться, какие права и обязанности имеет школьник, и каким образом действовать, если данные права не реализуются или соблюдаются не в полной степени?

    Права школьника в школе

    Права учащихся образовательных учреждений определены в государственном Законе «Об образовании» и соотносятся с правовым документом международного значения — Конвенцией ООН о правах ребенка, в том числе школьника. Выбрав школу, родители и ученики могут при желании ознакомиться с Уставом данного учебного заведения и Правилами внутреннего распорядка. По общему требованию выписки из Устава и школьных Правил внутреннего распорядка размещаются на стенде для всеобщего обозрения. Основные права школьника следующие:

    • право на бесплатное образование, соответствующее определенным государством образовательным стандартам;
    • право на выбор образовательного учреждения, формы обучения и возможность досрочной сдачи экзаменационных работ;
    • право на признание личности без дискриминации по любому из признаков и право на неприкосновенность;
    • право на пребывание во время образовательного процесса в приемлемых условиях (безопасная и комфортная обстановка, качественное питание);
    • право на выражение собственных убеждений в корректной форме;
    • право на обучение на родном языке;
    • право на объективную оценку знаний и умений;
    • право на доступ к информационным ресурсам школы, к примеру, к книжному фонду библиотеки;
    • право на посещение дополнительных занятий, факультативов и кружков, включая платные;
    • право на отдых в каникулярное время, в выходные дни и в перерывах между уроками;
    • право на участие в школьных общественных объединениях, не имеющих религиозной или политической направленности. Этим правом обладают дети старше восьми лет;
    • право на участие в управлении образовательным учреждением. В случае несогласия с каким-либо решением администрации, учащийся может обратиться в уполномоченные госорганы;
    • право на перевод в другое образовательное учреждение.

    Обязанности школьника в школе

    Наряду с правами у каждого школьника имеются и обязанности, которые он должен выполнять:

    • соблюдение Устава школы, Правил внутреннего распорядка;
    • следование указаниям администрации учебного заведения и учителей, уважительное отношение к учащимся и сотрудникам;
    • посещение уроков согласно расписанию, своевременная явка на занятия;
    • добросовестное отношение к учебе;
    • предоставление справки от медицинского работника или объяснительной записки от родителей в случае отсутствия ребенка на уроках;
    • ответственное отношение к общему имуществу учреждения, соблюдение порядка в здании и на территории учебного заведения;
    • соблюдение опрятности в одежде;
    • забота о здоровье и собственной безопасности, выполнение правил техники безопасности.

    Какие последствия влечет за собой неисполнение обязанностей?

    Чтобы не попасть в число нарушителей дисциплины, необходимо, чтобы ребенок хорошо ориентировался в нормах и правилах поведения конкретного общеобразовательного учреждения. Нарушения дисциплины учащимся влечет применение к нему определенных мер:

  • требование публичного извинения;
  • условное исключение из общеобразовательного учреждения;
  • исключение из школы.
  • Целенаправленная работа по ознакомлению с правами и обязанностями младших школьников проводится педагогом или представителем администрации на внеклассных занятиях и в процессе проведения общешкольных мероприятий.

    Права ребенка в школе. Права детей-сирот и детей-инвалидов в школе

    Задача родителей – воспитывать и защищать своих детей. Сам же ребёнок не всегда способен правильно поступить в сложных ситуациях и отстоять свои права. Если речь идёт о школьниках, обязанности отстаивать основные права ребёнка ложатся не только на родителей, но и на учебное заведение.

    Нормативно-правовые акты

    Основные права ребёнка в школе регламентируются законами «Об образовании» и «О защите прав ребёнка». Естественно, что в каждом общеобразовательном заведении существует свой устав. В таком статуте может быть прописано, какие права имеет ребёнок, учащийся конкретно в этом заведении, а также каковы его обязанности как ученика. Создавая устав школы, необходимо придерживаться Конституции и законов государства.

    Откуда ребёнок узнаёт о своих правах

    Ознакомить школьника с его правами – это задача учебного заведения, но и участие родителей является обязательным. Если после проведения тематических классных часов ученик что-то недопонимает, на все вопросы отец или мать должны уметь ответить.

    Читайте так же:  Как привлечь удачу в любви

    Классный час и сопутствующие мероприятия, объясняющие, какие права имеет ребёнок, можно начинать проводить уже в начальной школе. В четвёртом-пятом классе дети способны адекватно воспринимать информацию подобного рода. В целях ознакомления устав школы обязательно должен быть вывешен на всеобщее обозрение.

    Основные права ребёнка, посещающего общеобразовательное учебное заведение

    • Самостоятельно выбирать школу, в которой он хочет учиться.
    • Получить бесплатное полное среднее образование (11 классов).
    • Право на перевод в другую школу с его согласия и с согласия родителей, вне зависимости от направленности школы и даже в ходе учебного года.
    • Учиться в условиях, которые не угрожают его личной безопасности.
    • По желанию посещать дополнительные занятия, секции и кружки.
    • Право на получение знаний от учителей.
    • Должно обеспечиваться уважение и непредвзятое отношение к ребёнку со стороны учителей и остальных работников школы.
    • Посещение школьных мероприятий (концерты, экскурсии).
    • Добровольно и только по собственному желанию школьник может помогать в благоустройстве учебного заведения.
    • Получать книги из школьной библиотеки.
    • В случае надобности получать помощь школьного психолога.
    • Если возникло такое желание или необходимость, школьники могут изучать определённый предмет по ускоренной программе.

    Иногда бывают сложности в реализации прав учащихся. Например, при переводе из одной школы в другую требуют окончания учебного года или согласия директора, субботники, организованные для облагораживания территории школы, преподносятся как обязательные мероприятия. Недофинансирование школ также стало причиной тому, что бесплатное образование превратилось в условно бесплатное. Библиотечные фонды не обеспечивают всех учеников необходимыми учебниками, и родители вынуждены покупать их за свои деньги. Всё это — не что иное, как нарушение прав ребёнка в школе.

    Обязанности школьника

    • Бережно относиться к школьному имуществу, мебели, учебной литературе.
    • Регулярно посещать занятия согласно расписанию.
    • Придерживаться устава школы. Соблюдать правила школьного статута.
    • Доброжелательно относиться к другим учащимся, учителям и работникам школы. Уважать их достоинство и честь.
    • Исполнять требования администрации учебного заведения в пределах его статута.

    Задачей родителей на этом этапе становится донесение до ребёнка важности выполнения правил и норм школьного устава.

    Добросовестно исполняя свои обязанности в пределах школы, ученик может надеяться, что его права тоже будут соблюдены.

    В каких формах может выражаться нарушение прав школьника

    В стенах учебного заведения школьники могут столкнуться с физическим или психологическим насилием. Это нарушение прав ребёнка в школе. Родители должны интересоваться школьной жизнью ученика, только тогда появляется возможность предупредить возникновение таких проблем или вовремя их устранить.

    Права ребёнка в школе могут нарушаться посредством применения к нему физического насилия. Школа должна контролировать поведение детей, находящихся на её территории во время учебного процесса и внешкольных мероприятий, так как она в первую очередь несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Иногда школьники сталкиваются с применением к ним физической силы со стороны учителей в так называемых воспитательных целях.

    Психологическое насилие над ребёнком — понятие более туманное и размытое. Самыми распространёнными его проявлениями могут быть завышенные требования, угрозы в адрес ребёнка, беспричинная критика, демонстрация негативного отношения.

    Одной из актуальных проблем является вопрос религии. Школа не имеет никакого права навязывать кому-то из своих учеников те или иные религиозные взгляды. Если учебное заведение открыто заявляет о своей принадлежности к определённой религии, проводит или участвует в религиозных мероприятиях, собирает пожертвования для религиозных организаций – это всё неправомерные действия, требующие немедленного вмешательства.

    Одним из проявлений психологического насилия может выступать гендерная дискриминация. Это те случаи, когда детей делят по половому признаку при выполнении каких-либо заданий или поручений. Например, мальчик может чувствовать угнетение, если на дежурство необоснованно оставили только мальчиков, а девочек отпустили домой.

    И физическое, и моральное давление одинаково негативно влияют на школьников. Иногда деструктивное психологическое воздействие со стороны одноклассников или учителей может быть неявным, но оно тоже способно отражаться на настроении, самочувствии и успеваемости ребёнка.

    Защита прав ребёнка в школе. Как поступать родителям

    Все мамы и папы надеются, что пока их чадо находится в школе, оно в полной безопасности. Но что же делать, если всё же происходит нарушение прав ребёнка и на него осуществляется неправомерное физическое или психологическое влияние?

    Если инцидент не носит серьёзных последствий, достаточно прояснить все моменты с ребёнком, классным руководителем, всеми участниками событий. При этом нужно выяснить причину возникшей спорной ситуации и составить план поведения на будущее, чтобы исключить повторение подобного.

    Когда же вы имеете дело с серьёзными происшествиями или повторяющимися событиями, влияющими на физическое или психологическое самочувствие ребёнка, здесь надо принимать серьёзные меры. Первое, что нужно сделать, — это пройти медицинскую экспертизу, в случае с физическим насилием над школьником, и освидетельствование у детского психолога, если речь идет о моральном давлении. Далее необходимо определить свидетелей события, которые в дальнейшем помогут выяснить все спорные моменты.

    О случившемся обязательно должен узнать директор школы. Лучше, если родители напишут официальный запрос на его имя. Директор в кратчайшие сроки должен ознакомиться с подробностями произошедшего инцидента и помочь в решении вопроса.

    Если разбирательство на местном уровне не принесёт результата, родители имеют право обратиться в органы полиции, прокуратуры или суд, чтобы с их помощью защитить права ребёнка в школе.

    Иногда как альтернатива решения вопроса при повторяющихся инцидентах возможен перевод ребёнка в другую школу.

    Права детей-инвалидов

    Каковы права ребёнка-инвалида в школе? Имеют ли дети с ограниченными возможностями и физическими дефектами возможность посещать общеобразовательное учебное заведение? Что может ограничить права ребёнка в школе?

    Россия – страна, где дети-инвалиды имеют право получить полное среднее образование в школе, если этому нет медицинских противопоказаний. Никаких ограничений со стороны учебного заведения для таких детей быть не может.

    Естественно, что для обучения детей-инвалидов иногда приходится создавать специальные организационно-технические условия.

    Ребёнок-инвалид имеет право на:

    • приоритетное зачисление в учебное заведение при подаче стандартного пакета документов;
    • свободный выбор школы, более подходящей для обучения по территориальному расположению либо рекомендованной медико-педагогической экспертизой;
    • отчисление в случае неспособности усваивать школьный курс по состоянию здоровья или нарушения устава школы;
    • обязательное участие Комиссии по делам несовершеннолетних в вопросах отчисления из школы и подбора нового учебного заведения.

    Как происходит сдача Единого государственного экзамена ребёнком-инвалидом

    При сдаче ЕГЭ дети-инвалиды имеют некоторые привилегии. Бывают случаи, когда прохождение экзаменов может быть запрещено медико-педагогической экспертизой. Тогда школьник получает справку или аттестат о среднем образовании без сдачи ЕГЭ.

    Также ребёнок-инвалид имеет право на некоторые уступки в процессе прохождения тестирования. Это может быть дополнительное время на выполнение заданий, возможность принять необходимые лекарства или сделать перерыв в процессе проверки знаний.

    Читайте так же:  Рождество как организовать семейный праздник

    Обеспечение защиты прав детей-сирот в образовательных учреждениях

    Дети, оставшиеся без попечения родителей, — наиболее незащищённая категория, но они, как и все, имеют право на образование. Это продиктовано законом «Об образовании в РФ».

    Контролировать получение детьми-сиротами качественного среднего образования – задача государства. В этих целях ведётся постоянная работа над усовершенствованием условий их обучения.

    Дети-сироты, не имеющие попечительства других родственников, получают среднее образование в специализированных школах-интернатах. Администрация таких учебных заведений обязана обеспечивать:

    • соблюдение полноценного и непрерывного педагогического процесса;
    • возможность регулярного посещения занятий учениками;
    • наличие всей необходимой учебной литературы и пособий;
    • благоприятный психологический климат в коллективе и позитивное взаимоотношение воспитанников и педагогов;
    • возможность для каждого ученика получить квалифицированную помощь в проблемных ситуациях.

    Контроль соблюдения прав и свобод детей-сирот в учебных заведениях обеспечивает государственный мониторинг.

    Что можно сказать в завершение

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Права ребёнка в школе и их защита – вопрос, несомненно, важный и требующий внимания. Это должны понимать как родители, так и представители учебного заведения. Органы местного самоуправления также обязаны способствовать тому, чтобы права ребёнка в начальной школе и старших классах были гарантированно защищены.

    Права и обязанности школьников
    материал по теме

    В данном разделе указаны все права и обязанности, которые должны выполняться учащимися для получения в полной мере необходимого образования

    Вложение Размер
    prava_i_obyazannosti_shkolnika.doc 47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Права и обязанности школьников

    Неотъемлемой составляющей образования является воспитание — педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ « Об образовании» и находит подтверждение в практике работы образовательных учреждений Москвы. Современная школа строит свою деятельность, опираясь на права и свободу человека и гражданина, которые закреплены в международных и правовых документах.

    В нашей школе сложилась самобытная воспитательная система. В ее основе лежит комплекс педагогических идей, системообразующей деятельности, своеобразной структуры. Ядром, этой системы стал спаянный коллектив детей, родителей и педагогов, использующий в своей работе демократические формы управления. В их основе лежит изучение прав и основных свобод человека.

    Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание личной свободы и ответственности, способность разрешать споры и конфликты правовыми способами — вот что в настоящее время составляет основу правовой культуры граждан.

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

    Ученик имеет право:

    1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.

    2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям).

    Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, определяются Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

    3. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей.

    Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.

    4. Право быть выслушанным.

    5. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.

    6. Право на свободу мысли, совести и религии.

    7. Право на уважение человеческого достоинства.

    8. Право на помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

    9. Право на получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы.

    10. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

    11. Право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком.

    12. Право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами.

    13. Право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы.

    14. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.

    15. Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

    16. Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

    17. Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

    18. Право принимать участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Совет школы).

    19. Право на участие в выступлениях школьной прессы, конференциях, открытых микрофонов.

    20. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

    21. Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующие образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

    Общие правила поведения

    1. Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

    2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; алкогольные напитки, сигареты, наркотические средства.

    3. В школе не разрешается жевать жевательную резинку.

    4. Не разрешается пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.

    5. Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.

    6. Нельзя без разрешения классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинской сестры) уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив записку от классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинского работника) охраннику школы который вместе с дежурным по 1-му этажу записывает в тетрадь дежурства время выхода из школы учащегося.

    7. В случае пропуска занятий до 3 дней, учащийся должен предъявить классному воспитателю справку из поликлиники или заявление от родителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. Более 3 дней учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.

    8. Курение на территории школы запрещено. При неоднократном нарушении данного пункта родители учащегося привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством.

    9. Учащийся школы должен уважать достоинство обучающихся и работников школы.

    10. Физическое насилие, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному признаку являются недопустимыми формами поведения.

    Учащийся, нарушивший данный пункт привлекается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законом .

    11. К ученику, не соблюдающему чистоту и порядок на территории и в здании школы, применяются меры дисциплинарного характера.

    Читайте так же:  Что такое парафанго

    12. Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу. В случае причинения ущерба имуществу школы (поломка или порча мебели, оборудования, посуды, стен и др.) родители (законные представители) обязаны возместить его.

    13. Учащийся обязан уважать право собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.

    14. К ученику, присвоившему или испортившему чужие вещи, принимаются дисциплинарные меры, вплоть до уголовного ответственности.

    15. Учащийся, нашедший потерянные или забытые вещи, сдает их дежурному администратору или дежурному охраннику.

    16. Принимает участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.

    Поведение на занятиях

    1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере и проведения контрольных работ и лабораторных работ).

    2. Учащийся обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные учителем.

    3. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.

    4. Учащиеся с 1-11 классы обязаны вести дневник. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.

    5. Учащийся обязан иметь на занятиях необходимые учебники, тетради, пособия инструменты и письменные принадлежности.

    6. На уроках запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами

    7. Учащийся поднимает руку, если хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя.

    8. Ученик вправе задавать вопросы учителю во время урока, если не понял материал объяснения.

    9. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешение педагога.

    Поведение учащихся в перерывах и после окончания занятий.

    1. Во время перемены учащийся обязан:

    • навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;

    • находиться в рекреациях школы;

    2. Время перемены — личное время каждого учащегося. Ученик не должен нарушать правила поведения в школе:

    • запрещается бегать по школе, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.

    • Самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.

    • Подчинятся требованиям дежурного учителя по этажу.

    3. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

    4. На перемене каждый учащийся может обратиться к своему классному воспитателю, дежурному учителю, дежурному администратору или уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса за помощью, если против него совершается противоправное действие.

    Поведение учащихся в столовой

    1. Во время приема пищи учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно:

    • Учащийся уважительно относится к работникам столовой.

    • Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.

    • В столовой не допускается громко разговаривать, бегать, играть.

    • Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.

    2. Не разрешается выносить из столовой напитки, бутерброды, и другие продукты питания, приобретенные в буфете.

    3. Учащийся имеет право принести в столовую принесенный из дома завтрак.

    4. Дежурные от классов заблаговременно ( за 10 мин. до конца урока) накрывают стол для приема пищи всему классу ( экспресс-завтраки, обеды)

    5. Дежурный класс следит за чистотой и порядком в столовой, помогает накрывать столы для начальных классов.

    6. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.

    Обязанности дежурного по классу

    1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.

    2. Помогают педагогу подготовить класс для урока, производят посильную уборку классного помещения.

    3. Во время перемены проветривают класс, помогают учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздают тетради по просьбе учителя.

    4. После окончания уроков готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, поливают цветы, моют пол, выносят мусор).

    5. Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы, выносят мусор).

    Обязанности дежурного класса по школе.

    Дежурный класс приходит в школу на утреннюю линейку в 7 часов 45 минут. Сдают дежурство дежурному администратору после уроков.

    1. Дежурные по школе:

    — следят за чистотой и порядком в школе;

    — выполняют поручения дежурного учителя и администратора;

    — сообщают о нарушителях дисциплины дежурному учителю и администратору;

    2. Дежурные по столовой:

    — следят за чистотой и порядком в столовой;

    — помогают накрывать столы для начальных классов;

    — не допускают выхода из столовой с бутербродами и напитками. Для принятия мер к нарушителям порядка обращаются за помощью к дежурному воспитателю

    или дежурному администратору;

    — после перемен убирают оставшуюся на столах посуду, подметают пол в столовой и на территории школы .

    3. Дежурный у входа:

    — выполняет поручения охранника и дежурного администратора. Приглашает для беседы учителей и учащихся на 1-й этаж, если к ним обращаются родители.

    Рекомендации к внешнему виду учащихся

    1. Учащиеся приходят в школу в опрятной одежде, предназначенной для занятий. Запрещается приходить в школу в топиках, мини-юбках, в одежде с декальтированным верхом, шортах.

    2. Нельзя применять излишнюю косметику и носить украшения в школе.

    3. В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.

    4. Спортивная одежда предназначена только для уроков физической культуры.

    5. Находится в школе в верхней одежде, без особых на то причин, не разрешается.

    6. На торжественные школьные мероприятия учащиеся приходят в парадной форме (мальчики — костюм, галстук; девочки белый верх, темный низ)

    7. На праздничные дискотеки, вечера учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гражданско- правовое восспитание — сегодня одина из актуальнейших проблем. Данное мероприятие поможет заинтересовать школьников младшего возраста в изучении данного вопроса.

    Материал подходит для проведения классного часа.

    Цели урока: обобщить знания об основных правах и обязанностях .

    Знакомство детей с правами и обязянностями школьников.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Задачи:-познакомить с основным законом страны — Конституцией РФ;-познакомить с Конвенцией о Правах ребенка;- формировать понятия: «закон, порядок, права, обязанности»;-воспитывать чувство гражданского.

    Права ребенка в школе
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here