Как помочь ребенку с уроками и нужно ли это делать

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "как помочь ребенку с уроками и нужно ли это делать" с комментариями наших специалистов.

Как помочь ребенку делать уроки

  • Как помочь ребенку делать уроки
  • Как заниматься с первоклассником
  • Нужно ли помогать ребенку делать уроки

Рабочее место ребенка должно быть максимально удобным. Ничего лишнего, хорошее освещение (свет напрямую или слева), удобный и неподвижный стул. Правильная организация рабочего места поможет ученику сосредоточиться и настроиться на рабочий лад.

Выполнять уроки желательно в одно и то же время, ну или с несущественной разницей. Нельзя заставлять учащегося приступать к работе сразу после школы. Ребенку требуется отдых. Оптимальное время — 1-2 часа после уроков. За это время можно отдохнуть, но перестроиться на домашние дела школьник еще не успеет. Если после школы ребенок посещает секцию или дополнительные занятия, время выполнения уроков можно сдвинуть, но, конечно, не на слишком позднее время. Поздним вечером настроится на работу очень сложно.

Домашняя работа должна быть с перерывами. Можно отрываться ненадолго (минут на 5) между уроками. Младшему школьнику необходим отдых каждые 20 минут. Только не надо заполнять эти минуты телевизором. Лучше, если это будет игра, недолгая, но подвижная.

Нельзя загружать ребенка дополнительными упражнениями по школьным предметам. Это не подтянет ребенка по учебе, а отобьет желание учиться вообще. Нагрузка должна быть посильной. Работа, заданная учителем на дом — это именно тот объем, который должен быть. Вносить свои коррективы не нужно.

Черновики и переписывания — это в корне неправильно. Казалось бы, раз перепишет — в другой не повадно будет развозить грязь в тетради. Требовать аккуратности, конечно, нужно, но пусть все будет оправдано. Если во время выполнения работы были допущены ошибки — их нужно исправить и обратить на них внимание. Этого будет достаточно.

Что касается черновиков — от них лучше тоже отказаться. Необходимо показать ребенку, как важно сразу делать работу максимально хорошо. Черновик же — это возможность переписать. Кстати, переписывания с черновика занимают много времени, но совсем не гарантируют отсутствие ошибок в чистовике.

Видео (кликните для воспроизведения).

Можно находиться рядом с ребенком, когда он делает домашнюю работу, можно объяснить материал, если остались вопросы. Но ни в коем случае нельзя выполнять уроки за него. Даже читать за ребенка задания к упражнениям — грубейшая ошибка. Это отучает ребят думать и работать самостоятельно.

Ругать за помарки и неаккуратный почерк ребенка нельзя. Это только кажется, что писать легко. На самом деле всем по разному дается это таинство. Что касается почерка, то не каждый взрослый может похвастаться каллиграфией. От особенностей руки, кстати, это тоже зависит.


Если ребенок не очень хорошо усваивает школьную программу, то нужно дополнительно разбирать с ним материал. Спокойно и терпеливо, чтобы школьник чувствовал поддержку и вникал в объяснения, а не нервничал из-за того, что чего-то не понял.


Если ребенок делает все сам, то все равно не лишним будет проконтролировать это. Спросить, напомнить. Вдруг ребенок что-то забыл. В этом и заключается настоящая помощь ребенку с его уроками.

Стоит ли помогать ребенку с уроками?

Уроки – неотъемлемая часть жизни школьника. Каждый день ему задают домашнее задание, которое необходимо сделать. В противном случае, успеваемость ребенка снижается, да и уровень закрепленных знаний оставляет желать лучшего. Дети не всегда могут сами справиться с заданиями, прося родителей им помочь. Стоит ли помогать ребенку делать уроки и как это лучше делать, мы разберем в этой статье.

Школа – самая важная пора в жизни ребенка. Это время активного познавания мира, обретение новых друзей. Именно в школе ребенок осознает свое место в социуме, обретает навыки самостоятельности, получает знания, которые помогут ему в будущей жизни. Домашнее задание играет намного большую роль, чем принято считать. Многие из нас помнят, как в школьные годы мы и сами периодически приходили на уроки не подготовленными, за что получали плохие оценки. И, конечно, нам хочется, чтобы наши дети были лучше нас, чтобы они усердно учились, старались, чтобы у них все получалось легко и безболезненно.

Здесь и заключается основная проблема. Немногим детям учебный процесс дается легко, обычно получение знаний проходит тяжело. Родители, видя, как их чадо мучается, сидя за домашним заданием, предлагают свою помощь, либо ребенок сам просит у них об этом. Только вот незадача: взрослые люди подчастую забывают, что «помочь» и «сделать вместо ребенка» — это разные вещи.

Помощь с домашним заданием – это домашний этап школьной программы. Обычно в классе насчитывается примерно 30 человек, и редкий учитель успевает позаниматься со всеми. Да и не каждому ребенку хватает смелости признать на весь класс, что чего-то недопонял. А «домашку» ведь никто не отменял. Ребенок приходит домой и пытается расшифровать неведомые задания, решение которых он так и не понял. Задача родителя в данной ситуации – помочь своему малышу понять тему.

Задавайте наводящие вопросы, постарайтесь упростить задание, разбив его на логические части. Не отвечайте на вопросы за ребенка, вы уже эти знания получили, а ему еще в школе учиться и в институте (или колледже), а там спрашивать уже будут по-другому. Если ваше чадо не знает правил, без которых невозможно сделать домашнее задание, то ему сначала нужно их выучить, и только потом приступать к выполнению.

Родителям ни в коем случае нельзя делать домашнюю работу за ребенка. Смысл школы не только дать знания, которые помогут маленькому человеку в дальнейшей жизни, но дисциплинировать его, помочь создать определенный режим дня, привить ребенку понятие ответственности за свою жизнь. Школа как отдельный мир, и если вы в него вмешаетесь и начнете делать задания за ребенка, то весь ее смысл пойдет коту под хвост.

В идеале лучше оставить школьнику право на самостоятельность. Если ребенок в состоянии сам сделать свое домашнее задание, то и навязываться ему в помощники не стоит. Чем больше самостоятельности вы дадите своему ребенку на школьном этапе, тем лучше в его голове обозначится понятие ответственности. Ведь это его жизнь, а не ваша, и ему в ней жить. Помощь – это один из важных аспектов, формирующий микроклимат внутри семьи. Пусть ребенок чувствует вашу поддержку, но не скидывает на вас свои обязанности.

Как помочь ребенку с уроками и нужно ли это делать?

«Домашка» — тяжкий крест не только для школьников, но и для их родителей: ведь решать задачки, вставлять пропущенные буквы в словах, зубрить стихотворения и клеить желуди для поделок очень часто приходится вместе!

Как помочь ребенку с уроками, чтобы родительская помощь принесла максимальную пользу – расскажет небанальный женский сайт «Красивая и Успешная».

Нужно ли помогать ребенку делать уроки?

Нередко поводом для родительской гордости становится то, что ребенок приучен с N-ого класса делать все уроки самостоятельно и не просить помощи. Казалось бы, это действительно достижение – когда ваш Коленька сам открывает учебники и тетради и что-то там читает и пишет, в то время как соседский Петенька то и дело дергает маму вопросами и просьбами объяснить. Если при этом Коленька еще и приносит из школы сносные оценки, то, казалось бы, можно смело расслабиться и сделать радостный вывод, что ваше чадо уже выросло и справляется с учебой само!

Но так ли это? Всегда ли приучение ребенка к самостоятельному выполнению «домашки» должно быть приоритетом для родителей?

Иногда педагоги и теоретики в сфере школьного образования делают умные лица и произносят красивые фразы о том, что домашние задания в школьной программе рассчитаны именно на самостоятельное выполнение – после того, как ребенок выслушал пояснения учителя в классе.

На самом же деле ребенок просто может не понять и не запомнить то, что было пройдено классе, да и сами задания далеко не всегда напрямую опираются на подробно разобранный на уроке материал.

Чем младше ребенок, тем сильнее он нуждается в родительском участии при выполнении д/з!

Ну так что, помогать ребенку делать домашнее задание, или понадеяться, что он справится сам? Вмешаться нужно, если:

  • Ребенок сам обращается к вашей помощи. Выслушайте его и постарайтесь непредвзято оценить – действительно ли ему сложно и непонятно или он пытается облегчить свою жизнь, переложив свои задания на взрослых? Но отмахиваться от просящего разъяснений ребенка (любого возраста!) нельзя!
  • Если ребенок просто не берется за домашние задания или делает их только тогда, когда боится ругани или наказания.
  • Если у него ухудшилась успеваемость.
  • Если задано очень много всего, и вы понимаете, что тщательное самостоятельное выполнение абсолютно всех заданий приведет только к недосыпу и плохому самочувствию, а не к лучшему пониманию предмета. Да, так бывает – ведь программа одинаковая, а дети разные. Ваш ребенок отлично запомнит параграф учебника географии, просто прочтя его, а кому-то другому будет действительно полезно законспектировать этот параграф от руки. У вашего рассеивается внимание и начинается усталость уже на третьей задачке, а другой может спокойно решить десяток таких… Так что, если задано кучу всего «на вчера», помощь может быть абсолютно необходима!

Но можно не вмешиваться и действительно порадоваться за вашего самостоятельного и ответственного школьника, если он берется за уроки сам, помощи не просит, и при этом успеваемость остается на достойном уровне.

Как эффективно помочь ребенку выполнять домашнее задание?

Чтобы помощь была полезной, нужно понимать, а что именно от вас требуется? Условно можно разделить родительскую помощь на несколько направлений:

До какого класса помогать ребенку с уроками?

Почему-то народная молва утверждает, что после какого-то там класса участие родителей в процессе обучения – стыд-позор. Дескать, не приучили ребенка к самостоятельности, да и глуповат он наверно, если в N-ном классе просит помощи у мамы с папой…

Но женский сайт sympaty.net уверен – все это лишь стереотипы и предрассудки.

Помогать ребенку нужно до тех пор, пока он в этом нуждается, и пока вы можете ему дать толковую помощь. Что плохого, если папа разберется вместе с 11-классником, как брать интегралы? В чем проблема, если «шарящий в теме» родитель может заменить репетитора по какому-то из предметов старшей школы?

Как помогать ребенку делать уроки, если вы сами не разбираетесь в школьном материале?

Учитывая разницу школьных программ и методов обучения, да и прошедшие с окончания вами школы годы, не стоит стыдиться, что вы не можете сходу помочь ребенку в подготовке домашнего задания. Нет ничего позорного в том, чтобы… учиться вместе с сыном или дочкой! Если помогать с уроками не раз в пару месяцев, а планомерно, можно спокойно знакомиться с материалом учебника в том же темпе, в каком материал подается школьникам – так можно «повторить школу» хоть до выпускного!

В наше время несложно найти обучающие материалы по любой теме и в любой форме – от статей до мультипликационных роликов, так что дополнительная информация – не проблема!

Если есть что-то непонятное именно в современной методике обучения, то нетрудно найти методички для учителей и родителей.

И не надо думать, что, помогая ребенку с домашними заданиями, вы «обманываете» школу – ведь ваша задача не в том, чтобы всей семьей выглядеть хорошими и правильными в глазах какой-то «училки», а в том, чтобы ваш ребенок действительно получил новые знания и научился ими пользоваться!

Почему ребенок не делает уроки?

Какая знакомая всем родителям школьников проблема, правда? Ребенок не делает уроки.

Вам уже надоело делать вид, что вы верите в версию «нам ничего не задавали» две недели подряд по всем предметам? Устали подгонять вздыхающее и трущее глаза кулаками чадо к письменному столу?

Сайт «Красивая и Успешная» попробует разобраться с мучениями в виде домашних заданий!

Почему ребенок не хочет делать уроки?

Вы каждый день ходите на работу. На полный рабочий день. Рабочее место и род занятий вы вообще не выбирали, вам просто сказали, что сюда нужно ходить каждый день на протяжении десяти лет, и никого не интересует, насколько вам нравится эта деятельность – надо и все! На работе вы ударно вкалываете, потому что за каждую попытку отлынивать начальство немедленно реагирует язвительной репликой, типа «ты что, мозги дома забыла?!», и т.п.

А еще каждое ваше рабочее задание оценивается.

И все бы ничего, но вы приходите домой, и вся ваша семья вас строго спрашивает – ну что, как сегодня поработала, какие оценки? Что сказал твой начальник? Как ты смеешь так отвратительно работать, у тебя же ухудшились оценки! Надо бы встретиться и поговорить с твоим начальником, что-то ты разленилась…

Вам уже не по себе? А вот представьте всю картину до конца – вы приходите домой, и… нееет, какой сериальчик, какая ванна, какой интернет?? У вас полным-полно надомной работы – часа этак на два-три! Пока это все не переделаете, никакого отдыха! И вся семья пристально следит, делаете вы свою надомную работу или нет!

В общем, аналогия ясна, думаю.

Редко когда детям хочется садиться за уроки – это явно не относится к делам, которые дети делают ради собственного интереса и удовольствия.

Мотивы самостоятельного приготовления уроков – страх наказания, плохой оценки, осуждения родителями… Ну в лучшем случае – желание вознаграждения в виде хорошей оценки и похвалы от учителей и домашних.

Если вы, наши читательницы, со мной не согласны – покажите мне того ребенка, который добровольно засел бы за тетради и учебники после семи школьных уроков, при условии, что ему предоставляется свободный выбор – делать или не делать уроки! Я таких детей пока не видела.

То есть, многие педагоги уже сейчас приходят к выводу, что система обучения с домашними заданиями действительно утомительна для детей, особенно младшего школьного возраста. Ребенок не делает уроки не потому, что он плохой и бесталанный – ему, в общем-то, не должно хотеться их делать.

А мотивация «кнута и пряника» на протяжении всех школьных лет – точно не лучший способ развить тягу к знаниям!

Как заставить ребенка делать уроки? Нужно ли заставлять?

В принципе, уже разработаны и применяются в некоторых школах системы обучения без домашних заданий. Вся учебная программа рассчитана на то, что ребенок усваивает ее в школе. В теории, неплохо – никакой возни с уроками дома, родителям одной головной болью меньше, да и у ребенка высвобождается время для отдыха, досуга, посещения секций и кружков и т.д.

На практике не все так идеально.

Весь класс не может одновременно одинаково успешно усваивать преподаваемый материал, потому что все дети разные. Да, несколько отличников, вероятно, будут успевать. Но основная масса – кто-то просидит, промолчит, не поймет нового материала, а учитель не успеет этого отследить…

Начнет накапливаться отставание, у кого в чем – в итоге есть риск, что очень многое пройдет мимо ребенка, и выяснится это не сразу!

Большинство родителей школьников и учителей подтвердят, что детям нужно время для самостоятельной (или с помощью родителей) работы над новым материалом – кому-то стоит пописать диктанты, кому-то – разобраться в алгебре, кому-то позубрить историю…

В общем, внимательные мамы и папы должны отслеживать, какой предмет требует такой дополнительной проработки, и прорабатывать!

Если видите, что ребенок не делает уроки, то постарайтесь максимально разузнать, почему – просто ленится, устает или же действительно испытывает трудности и пытается отстраниться от них. Еще наши советы на эту тему — в другой статье на «Красивой и Успешной».

Сайт sympaty.net может дать, возможно, несколько непедагогичный, но жизненно оправдывающий себя совет: не заставляйте ребенка делать уроки, которые он и так понимает, если это ведет к усталости и трате времени, которое можно потратить с большей пользой! Поговорите с учителями, в конце концов (совет на ушко!) – притащите педагогам по лишней коробке конфет ко Дню учителя, дабы избавить вашего школьника от придирок!

Зато непонятное и непроработанное должно обязательно выявляться и дорабатываться – может, не по заданным упражнениям из учебника, а на каких-то более понятных и полезных ребенку примерах, в большем или меньшем объеме, чем задано.

В конце концов, какая цель важнее – чтобы за годы учебы ради оценки было зазубрено, переписано и решено все заданное или чтобы ребенок действительно понимал учебный материал, помнил его и мог пользоваться настоящими знаниями?

Как помогать ребенку делать уроки?

Как помочь ребенку с учебой и как научить ребенка делать уроки самому?

Пусть он четко знает – то, что ему задают и как он это делает, контролируется родителями. Но при этом, чтобы не стать «домашними деспотами» для ребенка, никогда не ругайте его за неправильно сделанное, не понятое и т.д.

Просто максимально помогайте ему вникнуть в то, что сложно! Пусть ребенок поймет – ему выгоднее продемонстрировать родителям свое понимание материала (самостоятельно освоенного), чтобы они освободили его от горы заданий, чем пытаться изобразить «нам ничего не задавали». И ребенок должен осознавать, что родители не осуждают его за неуспеваемость, а только помогают «подтянуться»!

Как помочь ребенку с уроками и нужно ли это делать?

Некоторые родители, когда их ребенок начинает посещать детский сад, не обращают внимания на замечания воспитателей, которые советуют им не опекать слишком малыша, а учить его самостоятельности. Но вот ему исполняется 7 лет и надо идти в школу, получать знания по мере своих способностей, общаться со сверстниками и взрослеть…

Если до этого возраста родители успели научить ребенка самостоятельности и усердности, то никаких проблем с выполнением домашних заданий, которые задают в школе, у них не возникает. Им нужно просто объяснить школьнику, что ему надо до их прихода с работы сделать уроки, навести порядок в своей комнате и поесть.

В этом случае ребенок знает, что приготовление уроков является важным пунктом в режиме его дня и для него недопустимо прийти в школу, не выполнив домашние задания. Его родителям остается только спросить его вечером, что ему задали, и успел ли он приготовить уроки. Оптимально, если они в начальной школе будут проверять уроки и помогать ему решать задачи, которые он не смог осилить самостоятельно.

Если же до 7 лет все за ребенка делали родители, не позволяя ему утруждать себя, то он не знает, что значит нести ответственность за свои поступки и идет в школу инфантильным, не способным к самоорганизации и падким на любую возможность нарушить запрет учеником. До прихода родителей с работы, он будет сидеть за компьютером или планшетом, играя в различные игры, в его комнате будет постоянный беспорядок, а готовить уроки самостоятельно, без участия родителей его не заставишь.

Хорошо, если родители спокойные и нераздражительные люди, но нередко случается так, что во время приготовления уроков с ребенком мама или папа превращается в «фурию», начинает орать на ребенка, обзывать его и даже наказывать. У таких родителей дети быстро теряют интерес к учебе, чтобы не допустить этого школьный психолог Наталья Евсикова рекомендует родителям придерживаться 7 советов, которые помогут им заниматься уроками без стресса:

1. Превратите выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал. Приучите ребенка каждый день выполнять уроки в одно и то же время, в одном и том же месте. Такие рамки помогают приучить к дисциплине. Например, с 18 до 19 часов. Если же по каким-то причинам вы не успели приготовить уроки с вечера, разбудите ребенка с утра пораньше и попросите его доделать то, что он не успел вечером.

2. Заранее договоритесь с ребенком о правилах выполнения уроков. Конечно, родители не могут каждый день сидеть рядом с ребенком, когда он готовит уроки. Постоянное присутствие родителей совсем не обязательно, гораздо важнее их одобрение сделанного и поддержка. Заранее договоритесь с ребенком, что он до вашего прихода с работы самостоятельно делает рисование, чтение, музыку и другие простые упражнения, а вы, вернувшись домой, проверите все сделанное и будете рядом, пока он доделает более сложные задания. Многим детям очень трудно без присутствия родителей организовывать свою работу. Им требуется несколько лет, чтобы научиться соблюдать свое расписание и самостоятельно начать выполнять уроки.

3. Не делайте уроки за ребенка. Когда родители сидят рядом, ребенку может показаться, что они сами сделают за него уроки, а ему совсем не обязательно вникать в суть задачи. Поэтому при приготовлении домашних заданий с ребенком очень важно не решать за него, а учить его думать и найти решение задачи самостоятельно. Не забывайте народную мудрость: «Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить». Ежедневно ребенок должен чувствовать радость от того, что ему удалось что-то сделать самостоятельно. Вместо того чтобы подсказать, больше задавайте вопросы, заставляющие его думать. Например, » Ты знаешь, к какому спряжению этот глагол относится?».

4. Сотрудничайте с учителями. Некоторые родители в том, что их ребенок плохо учится и не желает делать уроки, обвиняют учителей. Мол, они задают слишком много заданий на дом, не умеют хорошо объяснять и не проводят дополнительных занятий. Не нужно плохо отзываться об учителях в присутствии ребенка. Если вас что-то не устраивает и есть вопросы, обсуждайте их непосредственно с учителем. Только он может дать точный совет, как продуктивнее и комфортнее заниматься дома с вашим ребенком.

5. Перепоручите выполнение уроков другому взрослому. Если вы вдвоем с ребенком часами сидите за уроками, а ему никак не удается понять и решить даже простейшие упражнения, попробуйте перепоручить ежедневную обязанность делать домашние задания другому взрослому. Возможно, вы не обладаете педагогическими способностями и плохо объясняете ребенку, а другому это удастся лучше. Не кричите и не настаивайте на своем во время выполнения уроков с ребенком, иначе ребенок будет испытывать чувство вины и вообще потеряет желание учиться.

Четверг, 26 апреля
Видео (кликните для воспроизведения).

6. Наймите репетитора. Если с освоением школьной программы у ребенка есть серьезные проблемы, поговорите с учителем, возможно, он посоветует вам нанять репетитора, чтобы ему было легче на уроках. При этом важно объяснить ребенку, что вы не сомневаетесь в его способностях, и как только он научится делать уроки самостоятельно, вы сразу откажитесь от посторонней помощи.

7. Постепенно приучайте к самостоятельности. Каждый ребенок индивидуальный, не нужно своего сравнивать с другими детьми, которые уже давно делают уроки без помощи родителей. Приучать к самостоятельности надо постепенно. Сначала во время выполнения уроков сидите рядом с ребенком постоянно, затем только если у него возникают трудности с решением задач и уже через несколько месяцев вам будет нужно только проверять его уроки. Обычно через 5-6 лет с начала посещения школы многие родители с радостью замечают, что их ребенок научился сам планировать работу и свое время, и им больше не нужно готовить уроки вместе с ним.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Воспитание детей — детская психология»

Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение психолога

Сделать выбор — делать или не делать с ребёнком домашнюю работу — в какой-то момент приходится каждому родителю. Мнения экспертов на этот счёт обычно противоречивы, так что «О!» решил посмотреть на тему с разных точек зрения и задал этот вопрос сначала учителю, а потом психологу. Колонку учителя мы опубликовали вчера, а в сегодняшнем материале наш эксперт — психолог.

Формальный подход к домашнему заданию: всем вместе сидеть и делать «домашку» или ни за что не сидеть и не делать, пусть учится сам, я считаю не подходящим. Все дети разные, все школы разные, поэтому и образовательная траектория тоже отличается. Будет ваш ребёнок сам делать домашние задания в школе успешно или не будет, закладывается часто не в первом классе и даже не в подготовительной группе детского сада, а намного раньше. Часто ещё на первом году жизни или вообще с рождения ребёнка. На что-то из этого мамы могут серьёзно повлиять, а что-то не в их власти. Будущее самостоятельное делание уроков — это, поверьте, не самая существенная способность вашего ребёнка, чьи мозговые функции наращиваются и стимулируются с раннего возраста.

Как это происходит? Для того, чтобы любой человек был биологически успешным, необходимо, чтобы его родители обеспечили безопасность и заботились о нем до тех пор, пока он не сможет постоять за себя. Только имея безопасный сытый тыл, мы можем тратить энергию на развитие, а не на выживание. С раннего возраста мы чувствуем себя безопасно и спокойно с хорошо знакомыми людьми. Наш пульс и артериальное давление становятся ниже, стрессовая реакция не включается или включается не сильно. Мы все очень чувствительны к тому, что говорят о нас окружающие, чувствительны к чужим настроениям. Если учительница рассержена, дети начинают себя плохо вести, отражая переживания учительницы. Чтобы кого-нибудь успокоить, вы должны в начале успокоиться сами.

Я пишу это к тому, что все мозговые функции развиваются в отношениях с другим человеком. С мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братьями и сёстрами. Если эти близкие показывают ребёнку цвета, буквы и цифры и при этом улыбаются, гладят, держат на руках — это будет стимулировать мозговые процессы, а главное, будет сводить вместе две важнейшие составляющие: общение и удовольствие. В эту же цепочку можно будет включить и алгебру, и географию, и искусство, и музыку, но это совсем не самое главное.

Мы знаем, что мозг человека пластичен. Эта пластичность помогает малышу быстро учиться нежности, любви, языку, но делает его, к сожалению, и очень восприимчивым к негативным воздействиям. Ранние травматичные события: игнорирование, отвержение близкими людьми, насилие фиксируются мозгом как крайне важная информация о дальнейших возможностях выживания в этом мире. Если травмы произошли в тот период, когда у ребёнка не было возможности рассказать о своих переживаниях, потому что он ещё не мог говорить или ему было не с кем поделиться, у него может появиться постоянная тревожность, отвращение к прикосновениям, невозможность и страх строить близкие отношения, агрессивность.

Если люди любого возраста попадают в опасную ситуацию, первое, что делает мозг, он блокирует «высшие» области коры. Нам надо срочно спасаться, «бить или бежать», мы теряем способность думать о будущем, чувствовать своё тело, голод и жажду, способность мыслить и говорить. Если такие опасные ситуации происходят часто, или они хронические, то мозг может включить постоянную блокировку «высших систем». Когда рядом с нами в этот момент есть близкие, любящие люди, заботящиеся о нас, мы восстанавливаемся быстрее. Теперь представьте, какое сильное воздействие оказывает любовь и забота на малышей, мозг и тело которых может функционировать только в паре со взрослым.

Дети, у которых были травматические события в жизни и отсутствие достаточной заботы, развиты «островками». Где-то всё в порядке, где-то — совершенная пустота. Развиваются только те способности, которые хоть как-то поддерживались взрослыми. На собственную инициативу к развитию у них часто не хватает ресурсов. Теперь вернёмся к первоначальному вопросу про уроки. Если первые годы прошли у ребёнка в любви, заботе, без травматических событий, то у него будет хватать психических ресурсов на то, чтобы усваивать новое, радовать родителей, учителей и развивать «высшие» мозговые функции. С такими детьми обычно нет необходимости делать уроки, то есть сидеть рядом, внушать, разбираться, требовать. Они часто в наших школьных системах не «отличники», а, скорее, «хорошисты», так как осознают, что любят делать, а что не очень. Они готовы немного постараться, чтобы порадовать близких, но знают, что и на свои интересы надо оставить ресурсы.

Если с первыми годами жизни у ребёнка сложилось не благополучно, то возникает вопрос: будет ли сидение с ним за уроками давать лучшие результаты? Возможно, да. Если с ним будет сидеть спокойный, любящий взрослый. Почему? Потому что он будет восполнять дефицит безопасности и «регулировать мозг», разрешая ему постепенно отключать блокировку «высших» функций. А если с такими детьми будет сидеть тревожный, разозлённый взрослый? Наверное, лучше бы он там не сидел. Но часто и сам ребёнок в этом случае не в состоянии ничего делать. Ребёнок над вами не издевается, он не тупой, он правда не понимает в этот момент. Мозг не на то настроен. Кто может помочь? Другой, пусть не родной, но менее эмоционально заряженный человек: учитель, репетитор, соседка. И — спокойствие, только спокойствие — наш главный девиз.

Как быть, если ребенок не хочет делать уроки?

Учебный год в самом разгаре, и женский сайт «Красивая и Успешная» решил внести свой скромный вклад и помочь тем родителям, чей ребенок не хочет делать уроки. Если ссоры и домашние задания в вашей семье идут рука об руку, если скандалы, уговоры и упреки чередуются с математикой, чтением и английским, тогда читайте наши советы, как научить ребенка делать уроки.

Главное правило для родителей: прежде чем пытаться понять, как научить ребенка делать уроки в вашем случае, постарайтесь уяснить, почему в принципе ребенок не хочет делать уроки. И тому могут быть разные причины.

Ребенок не хочет делать уроки: причины физиологические

К таковым относятся обычная усталость, зацикленность на школьных проблемах, для детей младшего школьного возраста – перевозбуждение или наоборот эмоциональная опустошенность.

В этом случае ребенок может не хотеть делать уроки просто потому, что ему трудно сконцентрироваться.

Поэтому, дорогие родители, если вы считаете, что усадить ребенка делать уроки надо сразу после школы, то вы ошибаетесь. Дайте ему отвлечься от мыслей о школе и немножко отдохнуть.

Но отдохнуть в этом случае не значит «повтыкать» в компьютер или телик. Отдых должен именно разгрузить голову.

Самые подходящие варианты: спортивная секция, прогулка, для самых маленьких школьников – возможность поиграть любимыми игрушками или поспать (если ребенок в принципе еще не отвык спать днем).

Ребенок не хочет делать уроки: причины психологические

Осторожно выясняем, в чем именно причины того, что ребенок не хочет делать уроки. Относится ли это нежелание ко всем домашним заданиям по всем предметам или что-то все-таки он делает с большей охотой.

Если какие –то предметы пользуются особой нелюбовью вашего чада, спрашиваем почему. Может быть, не нравится учитель, предмет непонятный, задания по нему не получаются и так далее.

В зависимости от того, что вы узнали, выстраивайте дальнейшую линию поведения.

Если не нравится учитель

Постарайтесь тактично объяснить ребенку, что у учителя, как и у любого другого человека, есть свои сильные и слабые стороны, свои плюсы и минусы. Возможно, учитель делает строгие замечания, но если они справедливые, то надо попробовать вести себя на уроке как следует (и готовиться к уроку, само собой!).

Если вам из рассказов ребенка все-таки кажется, что учитель придирается к нему, ведет себя грубо или еще как-то нарушает преподавательскую этику, то постарайтесь сначала лично пообщаться с педагогом или классным руководителем, прежде чем озвучивать ребенку свое окончательное мнение.

Если не нравится (непонятен) предмет

Тут желательно все же не запускать, а найти время и возможность позаниматься с чадом дополнительно.

Нет ничего хуже «снежного кома» непонятых тем, неразобранных вопросов, несделанных заданий. Тем более сейчас куча обучающих программ, энциклопедий, пособий, фильмов в магазинах и Интернете, нужно только поискать.

Ваша задача как взрослого, умного и опытного человека – не только научить ребенка делать уроки, но и научить учиться ! Очень пригодится в жизни!

Еще несколько советов как научить ребенка делать уроки

  1. Приучайте ребенка к режиму дня и ритуалу выполнения домашних заданий как одной из его частей. Допускаются небольшие перерывы в процессе делания уроков, особенно ученикам начальных классов – они еще не умеют так надолго сосредотачиваться.
  2. Не тяните с уроками до последнего, то есть не оставляйте их на поздний вечер и в течение недели потихоньку стимулируйте ребенка делать какие-то задания вперед. Например, предмет был в понедельник и в следующий раз будет в четверг – убедите ребенка сделать домашнее задание по нему в понедельник –вторник. Ведь так приятно потом обнаружить, что ЧТО-ТО из уроков уже готово!
  3. Совсем маленьким ученикам помогите правильно организовать выполнение домашней работы. Детям свойственно долго сидеть с чем-то одним, отвлекаясь и мечтая, а потом бывает трудно собраться в кучу. Быть организованным и сконцентрированным, не тратить время попусту – эти навыки ваше чадо приобретет не сразу.
  4. Поощряйте самостоятельность, когда что-то несложное ребенок делает сам. Вы можете только проверить и похвалить.
  5. Не делайте сложные задания за ребенка! Этим вы ему не поможете, а лишь закрепите неправильную модель поведения: зачем напрягаться, если мама с папой всегда подстрахуют и все напишут за меня! Объясняйте, подталкивайте в нужном направлении, пусть ребенок учится мыслить!

И последний, но очень важный нюанс – психологический настрой. Если ребенок не хочет делать уроки, внушайте ему обратную идею: делать уроки вовремя и как следует – большой плюс для него самого!

  • Он выучил урок, на следующий день его спросили и он получил хорошую оценку – «молодец, ты позанимался и заслуженно заработал пятерку!»
  • Он заранее сделал все уроки и сложил портфель на понедельник – «видишь, сделал дело, теперь можешь с чистой совестью гулять смело в выходные!»
  • Он делает уроки вовремя, сосредоточенно и внимательно – «у тебя отличная усидчивость и умение концентрироваться, из тебя выйдет со временем успешный бизнесмен!»

И так далее, позитивные утверждения –похвалы придумывайте сами по ходу.

Со временем у ребенка наверняка поубавится негатива по отношению к домашним заданиям, особенно если он увидит, что это нестрашно и за это хвалят, что вы всегда готовы помочь, позаниматься дополнительно.

А через какое-то время появится привычка делать уроки вовремя, осознанно и для собственной пользы.

Стоит ли помогать ребенку с уроками?

Уроки – неотъемлемая часть жизни школьника. Каждый день ему задают домашнее задание, которое необходимо сделать. В противном случае, успеваемость ребенка снижается, да и уровень закрепленных знаний оставляет желать лучшего. Дети не всегда могут сами справиться с заданиями, прося родителей им помочь. Стоит ли помогать ребенку делать уроки и как это лучше делать, мы разберем в этой статье.

Школа – самая важная пора в жизни ребенка. Это время активного познавания мира, обретение новых друзей. Именно в школе ребенок осознает свое место в социуме, обретает навыки самостоятельности, получает знания, которые помогут ему в будущей жизни. Домашнее задание играет намного большую роль, чем принято считать. Многие из нас помнят, как в школьные годы мы и сами периодически приходили на уроки не подготовленными, за что получали плохие оценки. И, конечно, нам хочется, чтобы наши дети были лучше нас, чтобы они усердно учились, старались, чтобы у них все получалось легко и безболезненно.

Здесь и заключается основная проблема. Немногим детям учебный процесс дается легко, обычно получение знаний проходит тяжело. Родители, видя, как их чадо мучается, сидя за домашним заданием, предлагают свою помощь, либо ребенок сам просит у них об этом. Только вот незадача: взрослые люди подчастую забывают, что «помочь» и «сделать вместо ребенка» — это разные вещи.

Помощь с домашним заданием – это домашний этап школьной программы. Обычно в классе насчитывается примерно 30 человек, и редкий учитель успевает позаниматься со всеми. Да и не каждому ребенку хватает смелости признать на весь класс, что чего-то недопонял. А «домашку» ведь никто не отменял. Ребенок приходит домой и пытается расшифровать неведомые задания, решение которых он так и не понял. Задача родителя в данной ситуации – помочь своему малышу понять тему.

Задавайте наводящие вопросы, постарайтесь упростить задание, разбив его на логические части. Не отвечайте на вопросы за ребенка, вы уже эти знания получили, а ему еще в школе учиться и в институте (или колледже), а там спрашивать уже будут по-другому. Если ваше чадо не знает правил, без которых невозможно сделать домашнее задание, то ему сначала нужно их выучить, и только потом приступать к выполнению.

Родителям ни в коем случае нельзя делать домашнюю работу за ребенка. Смысл школы не только дать знания, которые помогут маленькому человеку в дальнейшей жизни, но дисциплинировать его, помочь создать определенный режим дня, привить ребенку понятие ответственности за свою жизнь. Школа как отдельный мир, и если вы в него вмешаетесь и начнете делать задания за ребенка, то весь ее смысл пойдет коту под хвост.

В идеале лучше оставить школьнику право на самостоятельность. Если ребенок в состоянии сам сделать свое домашнее задание, то и навязываться ему в помощники не стоит. Чем больше самостоятельности вы дадите своему ребенку на школьном этапе, тем лучше в его голове обозначится понятие ответственности. Ведь это его жизнь, а не ваша, и ему в ней жить. Помощь – это один из важных аспектов, формирующий микроклимат внутри семьи. Пусть ребенок чувствует вашу поддержку, но не скидывает на вас свои обязанности.

Нужно ли с ребёнком учить уроки?

Этот, казалось бы, простой вопрос на самом деле выливается в большую тему для обсуждения. Кто — то считает, что с ребёнком обязательно надо сидеть и делать уроки, кто — то совершенно против такого подхода. Но..

Каждый родитель сам выбирает методы обучения и воспитания своего ребёнка.

1. Если родитель считает, что обязательно нужно учить уроки с ребёнком.

«А как же, обязательно надо учить уроки с ребёнком, сам — то он неизвестно чего напишет — нарешает, всё надо проверять.»

«Да вы знаете, какая у них сейчас программа! Он сам ничего не понимает! Я обязательно с ним сижу!»

«Мой ничего не помнит, что в классе говорят. Дома приходится всё заново объяснять. Сидим с уроками до ночи».

Таких примеров родительских высказываний можно привести очень много. И в каждом из них читается одно — я сомневаюсь в своём ребёнке, боюсь, что он не справится самостоятельно с заданиями. Поэтому я должна (должен) всё держать под контролем. Контроль — это залог спокойствия родителя и принятие ответственности ребёнка за выполнение уроков на себя. Ответственность — это право и обязанность отвечать за свои поступки и действия. Мама (папа, бабушка) взяла эту ношу на себя и несёт её, а ребёнок идёт налегке. И что же тогда происходит?

Если мама думает про уроки своего ребёнка, то ему, соответственно, нет в этом никакой необходимости. Забыл в школе задание записать, да и ладно, ведь мама всё равно узнает, что задано — позвонит учительнице, одноклассникам, их родителям. На уроке смотрел в окно, ничего не запомнил — мама дома объяснит пропущенный материал заново, уж она точно всё знает. Уроки делаются без охоты, под давлением и надзором взрослых, да и от всего обучения эффекта нет. Если нет интереса, то из головы все знания улетучиваются.

Ребёнок в такой ситуации не понимает, что такое ответственность, ведь он не пробовал её «на вкус», ему этого просто не давали. Кажется, если мама отойдёт на минутку и перестанет контролировать, то не справишься, сделаешь ошибку, не то напишешь и не так сосчитаешь. Контроль мамы напрямую связан с доверием к ребёнку. Если он чувствует недоверие, то растёт неуверенность в себе и падает самооценка.

Как правило, такие дети долго остаются инфантильными, не умеют принимать решения, не знают, чего хотят в жизни, делают, что им скажут, идут учиться туда, куда устроят родители и т.д.

2. Если родители не интересуются уроками и обучением ребёнка.

Некоторые родители или сознательно придерживаются такого подхода к обучению или в силу каких — то причин устраняются.

«Пусть сам всё делает, с нами никто не учил уроки, и ничего — выучились, выросли.»

«У меня совершенно нет времени заниматься твоими уроками, работаю с утра до ночи.»

Ребёнку в такой ситуации бывает непросто. Он знает, что ему никто не поможет и может рассчитывать только на себя. Всю ответственность за уроки, за обучение он несёт один, и, на самом деле, это действительно сложно. Если ребёнок с сильным характером, хорошими способностями, внутренним стержнем, усидчивый, то он справится с этой задачей и станет ещё сильнее и увереннее. «Я всё могу!»

Если же у ребёнка нет таких качеств, то ему будет сложно без поддержки взрослых. Появляется неуверенность, с которой трудно идти по жизни. «У меня ничего не получается».

3. Родители системно подходят к обучению и выполнению уроков.

Родители, у которых меньше страхов и больше доверия своему ребёнку, пробуют разные варианты решения ситуации с выполнением домашних заданий.

В раннем возрасте у детей вырабатываются самые простые алгоритмы действий, которые затем формируют привычку. Алгоритм — это порядок действий, совершаемых для получения результата. Например:

— проснулся — почистил зубы, умылся;

— пришёл с улицы — помыл руки;

— встал утром с кровати — убрал постель.

Когда это выполняется постоянно, в системе, то человек это делает автоматически.

Точно также можно сформировать ребёнку привычку «учить уроки самостоятельно». В распорядок дня вводим удобный для всех алгоритм действий и обязательно закрепляем его до получения результата. Результат в данном случае — чтобы ребёнок сам садился и делал уроки, без напоминаний, без контроля со стороны взрослых. Например: ребёнок приходит из школы, обедает, отдыхает, полчаса играет, потом делает уроки с перерывами по 10 минут. Чтобы достичь результата, постарайтесь поначалу не нарушать порядок действий. Если вы решили делать уроки после обеда или после прогулки, то так и делайте, пока ребёнок не привыкнет и станет делать это самостоятельно.

Идеальный вариант заведения такого порядка — первый класс. На этапе написания палочек и закорючек потери будут минимальные, если что — то не получится, или ребёнок забудет сделать задание, заиграется. Мудрые родители не станут делать трагедии из — за пустяков, а правильно отреагируют и скажут, что он (она) всегда может рассчитывать на помощь в случае чего.

Ребёнку очень важна эмоциональная поддержка, его нужно подбадривать, ведь именно уверенность в своих силах — это ключ к успеху.

В любом случае, для родителя приоритетным должно быть психоэмоциональное состояние ребёнка, а при правильном подходе он быстро научится быть ответственным за свои дела, учёбу.

Обсуждая с ребёнком вопросы школьной жизни, советуйтесь с ним на равных, для него это важно. «Я большой, со мной советуются, обсуждают, мы вместе с папой и мамой решаем серьёзные вопросы.» Это придаёт не только уверенность, внутреннюю силу маленькому ученику, но и делегирует право быть ответственным за свою жизнь. Главное — это мне доверяют. В такие моменты «растут крылья».

Очень важно при выполнении уроков выйти на позитивный эмоциональный настрой и закрепить его. Состояние радости притягивает нас, мы на всю жизнь запоминаем радостные моменты детства, нам приятно их вспоминать, они не стираются из памяти с годами. На первоначальном этапе, возможно, понадобится ваша помощь ребёнку, чтобы вникнуть в задание, понять. Как только вы почувствуете, что он справляется сам — отходите. «У тебя всё прекрасно получается, дальше выполняй сам». Если ребёнок устал, берите паузу, пусть отдыхает. В конце выполнения уроков должно быть хорошее настроение, очень важно завершить дела и закрепить состояние радости и позитива. «Ура! У меня всё получилось!» Наш мозг формирует связь: Учиться приятно.

В заключение хочется пожелать всем родителям учеников и учителям мудрости в выборе не только способов и подходов к обучению, но и слов, которые вы говорите детям; терпения для каждого ребёнка, доброты и любви, силы для преодоления сложностей.

Четверг, 26 апреля
Читайте так же:  Как подобрать брюки по фигуре
Как помочь ребенку с уроками и нужно ли это делать
Оценка 5 проголосовавших: 1