Как и почему лгут дети психология детской лжи

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "как и почему лгут дети психология детской лжи" с комментариями наших специалистов.

Николаева Елена » Как и почему лгут дети? Психология детской лжи

Каковы причины детской лжи? Как ее распознавать и как с ней справляться? Ответы на эти и многие другие горячие вопросы вы найдете в книге известного петербургского психолога Елены Николаевой, автора замечательных книг «Кнут или пряник?» и «111 баек для детских психологов».Написанная просто и доступно, эта книга поможет вам преодолеть как реальные, так и мнимые трудности в воспитании собственных детей. По-настоящему полезный подарок для родителей и надежное подспорье для воспитателей, психологов, педагогов!

К сожалению, данная книга недоступна в связи с жалобой правообладателя.

Читать онлайн «Как и почему лгут дети? Психология детской лжи» автора Николаева Елена Ивановна — RuLit — Страница 11

Создается впечатление, что детские писатели, пишущие на русском языке, были крайне обеспокоены темой лжи и правды и считали своим долгом описать пережитое, чтобы разрешить собственные детские проблемы и справиться с воспоминаниями.

Точно так же мальчик Алеша, своей неосторожной ложью предавший Черную курицу (Антоний Погорельский, «Черная курица»), постоянно предупреждает нас о бережном отношении к чужой тайне. Малый народец, которому пришлось покинуть обжитое место, не обвинил мальчика в предательстве, но Алеша лишился так необходимого ему общения и доверия. И это был путь к новому рождению и более глубокому пониманию сути человеческих отношений и ответственности за них.

Возможно, ложь и правда – единственная тема, разобранная в детской литературе так подробно. Наверное, это произошло потому, что практически каждый человек в своей жизни лгал. И эта ложь, как обнаруженная, так и скрытая, тем не менее, потребовала от каждого преображения и решения проблем с собственной совестью. Поэтому все эти многочисленные рассказы, разобравшие тему лжи и правды на составные части и собравшие ее в один сложный бином, – результат сложной нравственной работы многих поколений взрослых. Более того, можно предположить, что разрешение проблемы лжи для каждого из них становилось точкой личностного роста. И, возможно, не только для них, но и для их родителей.

Безусловно, родителям не нужно бояться лжи ребенка, если разрешение этой проблемы приведет к становлению личности ребенка и изменению его взаимоотношений со взрослыми. Поэтому, сталкиваясь с ложью ребенка, не стоит замирать, ощущая себя некомпетентным родителем: «Я – ему, а он мне…». Более позитивным и полезным будет понимание того, что возникла проблема, от разрешения которой зависит становление личности ребенка и вся атмосфера семейной жизни. Наши действия определяют результат: будет ли существовать в семье взаимное доверие или, напротив, у родителей закрепится ощущение собственной правоты, а у ребенка – безысходности, и вместе они будут искусно манипулировать друг другом.

Разрешать проблемы лжи на каждом возрастном этапе необходимо разными способами. Да и последствия, которые могут явиться результатом как лжи, так и способов ее преодоления, существенно зависят от возраста ребенка.

Почему лгут малыши?

До определенного времени дети не лгут вообще. Однако не потому, что у них есть врожденное чувство правды. Это связано с тем, что ребенок слишком мало знает и слишком плохо выражает свои мысли, чтобы врать. Ложь требует больших умственных усилий, чем правда.

Сразу же после рождения мозг активно включается в переработку информации. Примерно на шестой день жизни ребенка можно увидеть зрительное сосредоточение: малыш начинает разглядывать окружающее, направляя взгляд в одну точку. Любой родитель в какой-то момент заметит следующую ступень в развитии ребенка: появление так называемого комплекса оживления. Возбуждение ребенка при появлении взрослого и радостная улыбка означают, что он научился предвидеть, и взрослый ассоциируется у него с приятными ожиданиями. Однако примерно до семи месяцев ребенок легко идет на руки к разным людям, поскольку еще не научился предугадывать результат общения с близкими и незнакомыми. Но в семь месяцев он уже точно знает родных ему людей и ни за что добровольно не променяет их на посторонних.

Читать онлайн «Как и почему лгут дети? Психология детской лжи» автора Николаева Елена Ивановна — RuLit — Страница 9

Оказывается, что правду добывают под пытками, а большая часть лжи встроена в тело культуры, причем в самые трепетные его части.

Напрашиваются два вывода: родители хотят, чтобы дети были с ними честны, хотя сами позволяют себе другое поведение; родители хотят, чтобы дети были честны с ними тогда, когда это нужно самим родителям, но при этом были хорошо адаптированы в культуре, где ложь – необходимый компонент жизни.

Но это означает, что родителей не волнует вопрос правдивости ребенка. Их задевает его ложь только по отношению к ним в определенный момент. Они хотят, чтобы ребенок, как и взрослый, соотносил слова с контекстом, в котором они произносятся. Но как давно мы сами узнали, что правда в одних условиях равносильна лжи в других? Более того, не этому ли мы учимся каждый день всю жизнь?

Это не значит, что нет правды и лжи и не надо стремиться говорить правду. Однако прежде чем решить, как воспитывать детей, мы должны осознать, чего мы добиваемся от ребенка, что хотим получить в результате. Рассуждая о правде и лжи, мы должны помнить, что многое определяется условиями, в которых происходит действие. И соотнесение слов с контекстом событий, в которых они произносятся, – сложная наука, которую каждый познает постепенно, по мере расширения опыта.

Все это позволяет сделать важный вывод: родителей волнует не ложь ребенка, а внезапное осознание отсутствия интимности в отношениях с ним, допущение ребенка, что, приспосабливаясь к этому миру, можно быть неискренним с близкими. Родителей ужасает то, что ребенок пренебрегает самым важным качеством семейного благополучия – доверием.

Это действительно крайне болезненное ощущение по двум причинам. Во-первых, сплоченность любой семьи определяется именно возможностью интимности, доверия, задушевности. Все эти слова разным способом описывают открытость другому человеку, а значит, предсказуемость действий каждого члена семьи. Предсказуемость же позволяет видеть перспективу и управлять проблемными ситуациями. Именно поэтому интимность является центральной составляющей любви. Доверие к миру (хотя бы в узких рамках семьи) позволяет нам идти вперед в надежде на положительный результат, преодолевать трудности и созидать что-то новое, поскольку мы знаем, что позади – надежный тыл. Отсутствие доверия создает ощущение опасности, снижает этот исследовательский и созидающий потенциал, направляя силы не на поиск новых путей и возможностей, а на защиту флангов и ожидание непредвиденного.

Читайте так же:  Как правильно носить компрессионное белье

Доверие и интимность не появляются внезапно. Они взращиваются – не словами, а поступками, почти физическим ощущением плеча, на которое можно опереться, или сомкнутых в объятии рук, от присутствия которых становится легко и спокойно. Именно поэтому для малышей так важны прикосновения близких, от которых они черпают силу и уверенность для познания мира.

То, что это так, подтверждается основным способом, позволяющим научить ребенка не врать. Ребенок, в котором заложено доверие к родителям, который обрел узы привязанности к ним, крайне дорожит этим. Как только он осознает, что ложь будет стоить ему этого доверия, он предпочтет говорить правду, чтобы сохранить его. Это не означает, что он никогда не будет лгать. Он будет лгать в крайних случаях, тогда, когда будет думать, что содеянное им может повлиять на крепость уз доверия. Но если отношения между детьми и родителями не столь доверительны, а в большей мере сухи и холодны, то управлять ребенком возможно только путем наказаний, и тем более жестких, чем меньше доверия в семье. Но и это не будет гарантией правдивости отпрыска.

Во-вторых, неискренность ребенка создает у взрослых ощущение непредсказуемости, утраты контроля. Если родитель знает, что происходит в семье, он может планировать ее будущее и свою жизнь. Но если каждый член семьи что-то утаивает или искажает, предсказательная сила взрослых падает, и семья подвергается значительному риску.

Как и почему лгут дети? Психология детской лжи

Каковы причины детской лжи? Как ее распознавать и как с ней справляться? Ответы на эти и многие другие горячие вопросы вы найдете в книге известного петербургского психолога Елены Николаевой, автора замечательных книг «Кнут или пряник?» и «111 баек для детских психологов».

Написанная просто и доступно, эта книга поможет вам преодолеть как реальные, так и мнимые трудности в воспитании собственных детей.

Психология детской лжи! Как и почему лгут дети?

До четырех лет малыш еще не умеет обманывать (объяснение: отсутствие навыка продумывать заранее и мысленно проговаривать будущий монолог). Другими словами, делать вывод о преднамеренном вранье нельзя, ведь кроха еще не осознает разницы между правдой и вымыслом, к тому же в последнем пока нет необходимости. Ребенок просто говорит то, что хочется, а еще фантазирует и сам искренне верит этому (например, приходу в гости персонажей из сказок или мультфильмов). Кстати, если правильно развивать воображение, то можно вырастить творческого человека, однако это разговор уже для другой публикации.

Причины и признаки детской лжи

А вот в четыре годика у ребенка уже хватает «жизненного опыта» и понимания, какую информацию выдавать родителям, а о чем стоит умолчать. Сын или дочка приобретают умения сказать неправду для того, чтобы сгладить проблемные моменты, т. е. избежать наказания (защитная реакция) или получить желаемое (поощрение). Кроме того, в этом возрасте малявки уже реагируют на настроение взрослых — чувствуют их недовольство, раздражение и задумываются: «Почему папа или мама сердятся?» Теперь лишь от родителей зависит, закрепится нежелательная привычка или будет своевременно скорректирована и устранена. Для этого нужно распознать, говорит правду чадо или лукавит, а также понять, почему он врет?
Определить, когда ребенок обманывает, можно по невербальным признакам. Будьте внимательны при разговоре с ним и обращайте внимание на движение глаз и жесты. Ложь выдают следующие общие «сигналы»:

— отводит взгляд, причем мальчики смотрят в пол, а девочки — в потолок;
— потирают глаза (подбородок, висок, мочку уха, нос, шею) или
рукой прикрывают рот;
— поправляют одежду (чаще — воротничок), прячут руки в карманы;
— появляется легкое покашливание.

Хотя, конечно, наблюдательные родители могут заметить и индивидуальные признаки. Вранье ребенка означает, что в его детском мире не все в порядке. Основных источников дискомфорта в душе маленького человечка или тинэйджера несколько.

Что делать если ребенок обманывает?

Чадо может бояться многого. Первое — родительского крика и/или физического наказания, а также психологического унижения (эпитетов, которыми нередко награждают родители). Например, за поломанную игрушку (велосипед), порванную книгу или учебник, испачканную одежду. Однако в такой ситуации скандалом делу не поможешь!

Намного действеннее — без раздражения вместе устранить проблему. Второе — опасаться, не оправдать завышенные ожидания папы имамы, а также их постоянных поучений и жесткого контроля (например, оценка в дневнике или табеле ниже поставленной родителями планки). В подобном случае будет правильным не проведение воспитательного мероприятия, а совместная работа над ошибками. Речь идет о помощи старшего поколения разобраться в сложном для отпрыска предмете, похвалить за усердие и, конечно же, при успехе — порадоваться вместе с ним результату.

Важно: не рассматривайте сына или дочку как источник положительных эмоций. Относитесь с пониманием к допущенным ошибкам, плохому настроению и проявлению эмоций, ведь детям тоже нужна разрядка, которая снимает стресс. А вот прессинг способствует быстрому исчезновению доверия между отпрыском и вами. Кроме того, под таким психологическим гнетом ложь становится защитой. Подрастающее поколение осознанно и/или неосознанно, но повторяет поведение взрослых. Вспомните, случалось ли вам, скажем так, лукавить в присутствии чада? Например, попросить свою вторую половинку, как только зазвонил телефон, или постучали в дверь, сказать, что вас нет дома?

Таким образом, вы демонстрируете ребенку приемлемую модель поведения, но при этом требуете, чтобы он всегда говорил правду. Противоречие очевидно. В результате — мальчик или девочка учится врать и перестает доверять взрослым.

Для начала осознать довольно неприятный факт: раз отпрыск врет, то налицо кризис доверия. Тут наказанием делу не поможешь. Поэтому отбросьте эмоции, забудьте о разоблачающей манере разговора, не прибегайте к обобщению всех поступков, а настройтесь на дружескую беседу, и лишь о последней проблемной ситуации. Важная вводная: сядьте «на равных», т. е. вы не должны быть выше роста ребенка и глаза, соответственно, должны располагаться на уровне его глаз.

Читайте так же:  Шиншилла как ухаживать и содержать

Доброжелательно попросите рассказать о происшедшем, пообещайте, что ругать, упрекать и наказывать не будете (и обязательно сдержите слово). Внимательно и терпеливо выслушайте, и попробуйте вместе разобраться в произошедшем инциденте, научите правильно выходить из подобных обстоятельств и, конечно же, поддержите. Если контакт и доверие не полностью утрачены, вранье прекратится.

В младшем школьном возрасте требуется частичная корректировка-дополнение схемы разговора, ведь сын или дочка уже научились выгодно использовать ложь. Объясните, что наказание последует не за проступок, а за ложь, плюс особо подчеркните, что обман подрывает ваше доверие. В качестве воспитательных санкций можете использовать лишение, но только на текущий день, прогулки, просмотра телевизора или игры на компьютере. А у тинэйджеров ложь может быть вызвана несколькими причинами. С одной стороны, намерением привлечь к себе внимание. Соответственно, постарайтесь побольше узнать об увлечении ребенка и разберитесь во всех его нюансах. Хвалите за успехи. Кроме того, всегда интересуйтесь друзьями, одноклассниками, ситуацией в школе. И, что не менее важно, научитесь делиться личной информацией о своей работе, коллегах, настроении. С другой стороны, обман достаточно часто связан с желанием выйти из-под родительского контроля. В этом случае есть смысл привлечь ребенка к решению хозяйственных вопросов, т. е. показать, что с его мнением считаются.

И главное: в любом возрасте говорите детям, что вы их любите, и будете любить всегда. Ведь на искренние чувства родителей не отвечают враньем!

Название книги

Как и почему лгут дети? Психология детской лжи

Николаева Елена Ивановна

К аковы причины детской лжи? Как ее распознавать и как с ней справляться? Ответы на эти и многие другие горячие вопросы вы найдете в книге известного петербургского психолога Елены Николаевой, автора замечательных книг «Кнут или пряник?» и «111 баек для детских психологов».

Написанная просто и доступно, эта книга поможет вам преодолеть как реальные, так и мнимые трудности в воспитании собственных детей. По-настоящему полезный подарок для родителей и надежное подспорье для воспитателей, психологов, педагогов!

Вместо предисловия

Ложь – типичная проблема детства. Любой взрослый может окунуться в мир своих воспоминаний и обязательно найдет там что-то, связанное с обманом. Часто разрешение таких ситуаций способствует личностному росту человека. Существует много причин, по которым дети лгут. И не всегда они связаны с желанием ребенка обмануть.

Взрослый гость спрашивает ласковым вкрадчивым голосом у двухлетней девочки: «Настенька, а тебя мама бьет?»

Девочка смотрит на большого дядю небесно-голубыми чистыми глазами и кивает головой в знак согласия. Гости замирают. Мама девочки с ужасом смотрит на дочь.

– А тебя мама ремнем бьет? Да? – продолжает уже более уверенно допрос взрослый.

Ребенок вновь кивает.

Почему родители хотят, чтобы дети говорили правду?

Прежде чем начать разговор о том, что скрывает детская ложь, стоит ответить на вопросы:

□ Почему взрослых так задевает обман ребенка?

□ Почему они прощают обман всем вокруг, начиная с газет и кончая собственными родителями и близкими друзьями?

□ Почему они прощают его своим возлюбленным, наконец, себе, но не готовы сделать это допущение в отношении ребенка?

Даже закон позволяет взрослым не свидетельствовать против себя в суде, если это ухудшит их положение. Но ребенку «на суде» перед родителями такого права не дается, и он должен свидетельствовать против себя, в противном случае ему обычно грозит наказание. И многие родители считают правильным, чтобы, солгав, ребенок повинился. Некоторые, зачастую самые совестливые дети готовы стоять в углу часами, как партизаны, чтобы только не выдавить из себя слова самообвинения.

Как и почему лгут дети? Психология детской лжи

Детская ложь — явление очень распространенная, и мало кто из нас знает, как к этому явлению правильно относиться. Книга «Как и почему лгут дети? Психология детской лжи» целиком и полностью посвящена этой проблеме и, безусловно, поможет мамам и папам понять своего ребенка.

Сегодня на sympaty.net мы попытаемся понять подростка, который лжет своим родителям.

Глава 4. Почему лгут подростки?

Если у малышей ложь положительно связана с интел­лектом и отражает его развитие, у младших школьни­ков свидетельствует об особой направленности интеллекта, то у подростков ложь, напротив, более вероятна при низ­ком, а не высоком интеллекте. При этом подростки, безусловно, лгут более искусно, чем дети младшего возраста. Они уже могут предугадать возможные вопросы родителей и подготовить на них приемлемые ответы.

С возрастом человек все более понимает ценность доверия, может лучше прогнозировать результаты своих поступков, а потому ложь подростка чаще отражает неблагополу­чие в семье, чем ложь в более раннем возрасте, когда она может являться частью изучения ребенком ближайшего окружения и исследования границ собственных возмож­ностей.

Ложь подростка свидетельствует о том, что в силу неко­торых обстоятельств он не дорожит чувством интимности (возможно, такового просто нет в семье), хотя, в отличие от детей младшего возраста, хорошо понимает, что это та­кое. Но это не значит, что подростки не будут лгать, если с родителями сложились хорошие отношения. Иногда они настолько любят родителей и так боятся их огорчить, что сами загоняют себя в угол ложью. Как часто будет повторяться ложь зависит от многих обстоятельств, в том числе и от страха сына или дочери потерять любовь и до­верие горячо любимых родителей, а также от полного отсутствия стремления восстановить доверие. В любом случае, последствия лжи в этом возрасте более серьезны, чем в более ранний период жизни человека.

Подростки отличаются от детей более младшего возраста принципиально иным уровнем понимания событий внеш­него мира. У подростка появляется формальное мышле­ние, то есть способность мыслить сложными категориями и соотносить события с контекстом, в котором они проис­ходят. В этом возрасте большинство из них узнает, что истина не является абсолютной, что знания достоверны лишь в определенной степени, что со временем ученые найдут новые факты, которые могут опровергнуть сло­жившуюся картину мира. У большинства подростков это знание ведет к переосмыслению всей картины мира. Они пытаются разрешить дилемму: «Если нельзя отличить правду ото лжи, если нельзя быть уверенным в том, кто прав, а кто виноват, тогда возможен ли вообще правиль­ный выбор?»

Читайте так же:  Как ужиться на одной кухне двум хозяйкам

В зависимости от прежнего опыта и возможности искрен­него общения с родителями они могут приходить к прин­ципиально разным выводам. Например, не умея выбирать между разными позициями, они всем точкам зрения могут придавать равное значение. Как следствие, подростки те­ряют уважение к авторитету и, прежде всего, подвергают сомнению правильность суждений родителей. По этой же причине в действиях подростков появляется импульсив­ность — ведь нет смысла обдумывать ситуацию, если все действия одинаково верны. Они предпочитают интуицию логике, однако интуиция их подводит, потому что точность ее определяется опытом, которого у подростков еще недо­статочно.

Они ориентируются на мнение сверстников, считая их групповое суждение более значимым, чем взгляды и за­мечания родителей. При этом подростки в одинаковой степени могут не выполнять требования как родителей, так и группы ровесников. Это объясняется тем, что, предъ­являя высокие требования к окружающим, к себе они их пока не применяют.

Все это ведет к тому, что подростки разделяют точку зрения случайного лидера значимой для них группы сверстников, и эти взгляды на некоторое время становятся ориенти­ром в планировании собственных действий. Внутри такой группы подростки часто освобождают себя от ответствен­ности выносить самостоятельные суждения, подчиняясь мнению большинства. Чем авторитарнее лидер, чем ис­куснее эксплуатирует он высшие человеческие ценности, тем проще подросток вливается в такую группу. Именно поэтому секты в своих действиях ориентируются именно на подростков, причем не просто подростков, но одиноких и несчастных.

Возможна и другая ситуация, когда, уверившись в том, что между добром и злом нет различий, подростки примыкают к группе, пробующей те или иные противоправные дей­ствия, связанные с жестокостью и насилием.

И, наконец, не имея ориентиров и методов разрешения проблем, подростки прибегают к химическим средствам, изменяющим сознание. Выбор конкретных средств опреде­ляется местом проживания подростка и количеством денег на карманные расходы. Чем меньше денег, тем выше веро­ятность употребления алкоголя, чем их больше, тем выше вероятность применения наркотиков.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Наши собственные исследования показали, что по пути химического изменения сознания идут подростки с самой простой личностной структурой.

Первый опыт употребления наркотика сопровождается удивительно приятным состоянием возбуждения и предвкушением долгожданного счастья, оставляющим неизгладимый след в душе подростка, на которого со всех сторон обрушиваются кажущиеся неразрешимыми проблемы. Возникает понимание того, что есть доступные способы получения удовольствия, отодвигающие на задний план привычные тяготы жизни. Такое понимание надежно фиксируется в сознании и уже не подвергается сомнению при восприятии любых самых очевидных знаний о по­следствиях такого поведения. Это объясняется тем, что состояние удовольствия переживается реально и интенсив­но, а о негативных последствиях становится известно из чужого опыта, на котором практически не учится ни один человек. Именно яркое, позитивное состояние удоволь­ствия, возникающее у подростка, не имеющего душевных сил для борьбы и навыков преодоления трудностей, ведет к возникновению зависимого поведения.

Неумение преодолевать трудности формирует специфиче­ские механизмы защиты от неприятных последствий свое­го поведения. Чаще всего таким последствием становится безответственность, поскольку выполнение обязательств требует длительной и упорной работы, тогда как зависи­мый подросток не способен и не желает переносить какие бы то ни было трудности.

Чтобы оправдать себя, зависимые подростки предпочита­ют лгать, а не сообщать горькую правду. Они поступают так потому, что успокаивают прежде всего себя. Через какое-то время ложь становится привычкой, рождается сама собой и не контролируется сознательно. Этим они вовлекают в ложь своих близких, которым лгут слишком искренне (поскольку сами уверены в своей лжи), теперь уже и близкие становятся соучастниками поддержания опасных привычек.

Потребность в искусственном изменении состояния возникает у зависимого подростка при появлении любого затруднения и, безусловно, в экстремальных ситуациях. Состояние человека, подвергающегося сверхсильному воздействию, называется стрессом. Таким образом, одним из существенных отличий зависимого подростка является его неспособность переживать стресс.

Для описания умения человека преодолевать препятствия Р. С. Лазарус ввел понятие «копинг». Английское слово coping означает способность разрешать трудные ситуа­ции, овладевать ими. Напряженные моменты являются неотъемлемой составляющей современной жизни, и то, как подросток научился справляться с ними, в большой мере предопределяет его адаптивный потенциал.

При возникновении экстремальной ситуации люди либо принимают ее и пытаются выйти из создавшегося поло­жения, либо все силы направляют на то, чтобы оттянуть время в надежде, что все само собой образуется. В соответ­ствии с этим поведением выделяют два типа копинга.

Проблемно-центрированный копинг проявляется в том, что подросток предпринимает разнообразные попытки решить возникшую у него проблему и тем самым выйти из стресса. Противоположным является эмоцио-центрированный копинг, при котором подросток полностью погружается в свои эмоции и не пытается вырваться из си­туации, приведшей к стрессу. Такие люди часто сетуют на судьбу, которая обрушила на них тяжелые обстоятельства, плачут и стенают, однако не предпринимают ничего, что способствовало бы разрешению проблемы. Если первый тип поведения ведет к более быстрому выходу из сложных обстоятельств, то второй порождает манипулирование окружающими с целью вовлечь их в судьбу пострадавше­го. Для этого подростки часто прибегают к системе лжи.

Но не все определяется психологическими особенностями подростка. Если отношения в семье приводят к тому, что подростка наказывают при совершении им любых негатив­ных действий, то возможно формирование у него состоя­ния выученной беспомощности. В этом случае подросток утрачивает инициативность и интерес к жизни и пассивно следует указаниям взрослых.

Он обучается тому, что любое его действие не помогает в разрешении трудностей, а лишь отсрочивает наказа­ние.

Итак, можно выделить четыре психологических умения, обладая которыми, подростки никогда не встанут на путь зависимости от химического вещества. К этим умениям относятся: умение отвечать за свои поступки, умение тру­диться, умение преодолевать трудности и ждать. Если родители привили детям эти качества в раннем возрасте, то могут не опасаться серьезных проблем в подростковом. Более того, наказания в семье за проступок не должны быть сильными и неотвратимыми, чтобы не сформировать у подростка выученную беспомощность. Именно в этот период все просчеты раннего воспитания приобретают зримую реализацию в поведении сына или дочери.

Отрывок книги Как и почему лгут дети? Психология детской лжи был официально предоставлен издательством «Питер» сайту www.sympaty.net – Красивая и Успешная.

Все права на книгу принадлежат издательству «Питер»

Как и почему лгут дети? Психология детской лжи

Каковы причины детской лжи? Как ее распознавать и как с ней справляться? Ответы на эти и многие другие горячие вопросы вы найдете в книге известного петербургского психолога Елены Николаевой, автора замечательных книг «Кнут или пряник?» и «111 баек для детских психологов».

Читайте так же:  Модные угги 2013

Написанная просто и доступно, эта книга поможет вам преодолеть как реальные, так и мнимые трудности в воспитании собственных детей. По-настоящему полезный подарок для родителей и надежное подспорье для воспитателей, психологов, педагогов!

Комментарии

Последние комментарии

Отличная душевная книга

Роман-сказка для взрослых, очень понравился!

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГ АНАЛИЗА

Психологический анализ лжи

С точки зрения возрастной психологии, лживость не может быть первоначальным состоянием человека. Естественный человек прост, доверчив, непосредственен, не обманывает ни себя, ни других; он живет исключительно в сфере действительных фактов, всякие выдумки ему чужды, мир лжи и фантазии ему неизвестен. Он знает только то, что есть и было и совсем не подозревает о существовании никогда не бывшего — мира выдумки, искусства, мечты, лжи.

Нужно некоторое развитие ума, чтобы оторваться от действительности и создать другой мир, в котором не сущее изображается сущим. Поэтому детям младшего дошкольного возраста ложь на первых порах бывает совершенно чужда, они ее не знают и не понимают, они не могут себе представить состояние «раздвоения» человека, причин, его вызывающих, оно им неприятно [2, с. 149].

В повседневной жизни многие люди используют слова «ложь», «обман», «неправда» в качестве синонимов, однако эти понятия с точки зрения психологии имеют различное содержание.

Ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях, в связи, с чем это явление толкуется достаточно разнопланово. Ложь у психически здорового, нормально развитого человека, как правило, определяется реальными мотивами и направлена на достижение конкретных целей. Поэтому полная искренность становится практически невозможной и, в случае таковой, может, по-видимому, рассматриваться как психическая патология [3]. В силу того, что, безусловно, правдивых людей нет, различие между лжецом и правдивым человеком носит весьма условный характер и обязательно требует конкретного ситуационного уточнения.

В отличие ото лжи, обман — это полуправда, провоцирующая понимающего ее человека на ошибочные выводы из достоверных фактов; сообщая некоторые подлинные факты, обманщик умышленно утаивает другие, важные для понимания сведения. Обман лежит в основе того, что принято называть «военной» хитростью, которая применяется со времен древности.

Обман, как и ложь, возникает тогда, когда сталкиваются чьи-либо интересы и нравственные нормы, и там, где для прибегающего к обману человека затруднено или невозможно достижение желаемого результата иным путем. Главное, что роднит обман с ложью — это сознательное стремление обманщика исказить истину.

Неправда — это высказывание, основанное на искреннем заблуждении говорящего или на его неполном знании о том, о чем он говорит. Неправда, как и обман, основывается на неполноте информации, но, в отличие от обмана, говорящий не утаивает известной информации и не преследует иных целей, кроме передачи сообщения, содержащего неполную (или искаженную) информацию [4, с. 96].

В отличие от лжи, неправда — есть средство защиты и реализации интересов как отдельных личностей, так и групп, классов, народов и государств. Неправду можно рассматривать и в качестве функции социального института (государственного органа, ведомства, общественной организации, и тому подобное) [4].

Фантазия и ложь между собой похожи, но в них имеются некие различия: фантазия — ситуация, представляемая индивидуалом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания, а ложь — это сознательное искажение известной субъекту истины: она представляет собой осознанный продукт речевой деятельности (субъекта), имеющий своей целью ввести в заблуждение собеседника.

Отсюда видно, что эти понятия схожи в том, что являются процессами воображения, а различны в их направленности, то есть в фантазии при её правильном использовании, нет умысла нанесения ущерба в отношении объекта применения, а ложь, обычно, ассоциируется с негативным, социально неодобряемым действием — обманом, который определяют либо как синоним лжи, либо как процесс, порождающий ложь.

Фантазия — способность к творческому воображению; продукт воображения, мечта, выдумка, нечто неправдоподобное; в искусстве — импровизация на какую-то тему [3, с. 231]. Фантазия изменяет облик действительности, отображенной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и, в силу этого, обладает огромной художественной и научно познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимися в процессе деятельности. В сфере патопсихологии фантазия больных служит предметом диагностического исследования. С точки зрения аналитической психологии, фантазия — самоизображение бессознательного, образованного забытыми или вытесненными личными переживаниями и архетипами коллективного бессознательного. Фантазии возникают при снижении интенсивности сознательного, в результате чего становится проницаемым барьер, отделяющий его от подсознательного (сон, переутомление, бред) [3, с. 196].

До четырех лет ребенок, как правило, не прибегает ко лжи. Он еще не научился смотреть на происходящее глазами взрослого или другого человека, и поэтому делает то, что хочет, не задумываясь о том, как это выглядит со стороны. Малыши этого возраста обожают розыгрыши. Но, вводя взрослых в заблуждение, ребенок не врет, он просто хочет показать, что вырос и стал умным. Розыгрыш не несет в себе преднамеренного обмана, так же как и детская фантазия. Это правдивый вымысел, к которому малыш прибегает, чтобы украсить свои мысли и поступки. То есть, в этом возрасте ложь ограничивается обычно мелким сокрытием какой-либо ситуации или невинными проказами.

Начиная с четырех лет, ребенок начинает задумываться, за что и почему его наказали (поругали) или похвалили, и старается с помощью обмана либо избежать наказания, либо получить желанную, но незаслуженную похвалу. То есть, теперь уже можно говорить и том, что его ложь преднамеренная. Задача родителей — разобраться, почему ребенок лжет и какую выгоду он хочет получить.

Обыденная жизнь постоянно включает ребенка в разнообразные проблемные ситуации. Из одних он легко выходит в соответствии с моральными нормами поведения, другие же провоцируют его на нарушение правил и ложь. Это проблемные ситуации, в которых моральные нормы и импульсивные желания ребенка не совпадают [5, с. 220].

Лживость — форма поведения, направленная на введение других в заблуждение ради достижения личных целей. Способность к подобному поведению может быть обнаружена у некоторых видов животных, например, у шимпанзе, которые в естественных условиях демонстрируют обманные действия. У человека подобные действия, совершаемые в детском возрасте, достаточно часто приобретают стабильный характер и становятся качеством личности [1, с. 315]. Формированию лживости способствуют многочисленные запреты и невыполнимые требования, адресованные ребенку. В этих условиях появление детской лживости связано с переживанием чувства стыда за свой поступок, страха перед наказанием, а также со стремлением к самоутверждению, когда лживость направлена на привлечение к себе внимания окружающих [4, с. 212].

Читайте так же:  Легкие рецепты для меню романтического ужина

Детская ложь — это не что иное, как продолжение освоения не Я, только не во внутреннем диалоге, а во внешнем — со взрослым или сверстником. Среди исследованных видов лжи значимое место занимает ложь об отношении к предметам, так как это самая легкая ложь, более трудной является ложь о чувствах (особенно своих). Чувства принадлежат Я, их труднее превратить в не-Я. В зрелом возрасте солгать о чувствах будет сделать значительно проще, но пока ребенок еще достаточно искренен, обладает присущей ему в дошкольном возрасте детской непосредственностью [6, с. 452].

Ложь яв-ляется симптомом неблагополучия в жизни ребенка. Когда ребенок лжет, он часто верит себе. Он сопровождает фантазией поведение, приемлемое для себя. Фантазия становится способом выражения того, что в реальности вызывает у него беспокойство [7, с. 6].

Если посмотреть с этой точки зрения на мотивы лжи, то можно увидеть, что все они связаны с предотвращением возможного воздействия на разные чувства, мысли, желания, возможности. Ложь и отношение ребёнка к ней отражает степень динамичности его Я. Завравшийся ребенок уже потерял эту динамичность, то есть не чувствует реальности своего Я; ребенок, который переживает свое собственное отношение к своей же собственной лжи, обладает чувством реальности своего Я, ощущает его границы и переживает по поводу возможности его потери [6, с. 453].

Пол Экман выделяет три основных вида лжи [2, с. 272]:

1) Умолчание или сокрытие реальной информации. Человек не выдаёт искажённой информации, но и не говорит реальной;

2) Искажение реальной информации — это когда нам вместо реальной информации преподносят обман, выдавая его за правду, и тем самым, вводя нас в заблуждение;

3) Сообщение правды в виде обмана. Человек говорит правду так, что у собеседника складывается впечатление, что он лжет, и истинная информация не принимается.

Существуют также виды детской лжи по Холл Ст. [8, с. 214] :

1) «Героическая» — это ложь является «средством для благородных целей»;

2) «Партийная» — это когда ребенок лжет вследствие своих личных отношений (симпатии или антипатии) кому-либо;

3) «Эгоистическая», продиктованная какими-либо личными интересами;

4) «Фантастическая», когда ребенок выдумывает из чистой любви к выдумке;

5) «Патологическая», в основе лежит потребность обманывать себя и других, возбуждать себя вымышленными историями.

Ложь как выражающая состояние раздвоения дисгармонии в человеке неприятна. Чем цельнее, искреннее в нравственном отношении человек, тем неприятнее для него ложь. Если же, тем не менее, дети лгут, то, очевидно удовольствие, доставляемое ложью, приобретаемое с ее помощью, гораздо больше той неприятности, которая возникает от состояния раздвоенности. Удовольствие от лжи покрывает неудовольствие от неё [3, с. 155].

Как правило, ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою ложь как нечто неустойчивое и временное; отсюда интенция первоначально измышлять ей новые подтверждения, а позже — полностью замалчивать [5].

Русский педагог и психолог Каптерев П.Б. описывает 4 ступени развития лжи у детей [6, с. 214]:

1) грубая, простая ложь, заключающаяся в прямом отрицании;

2) ложь развивается в прямо пропорциональной зависимости от степени страха, возбуждаемого взрослыми к количеству и суровости наказаний, которыми они угрожают детям;

3) подлаживание — ложь не для выгоды, а ради воспроизводимого эффекта. Ложь — подлаживание есть ложь политическая, это один из основных источников лжи взрослых;

4) Высшая ступень детской лживости — притворные болезни, с помощью которых совершенно здоровые дети, притворяясь, добиваются желательной им цели.

Существуют неоднозначные подходы к пониманию детской лжи — биологизаторский (психофизиологический) и когнитивный.

Сторонники биологизаторского направления (Фрейд З. и другие) отстаивают идею изначальной предопределенности нравственности. Согласно их позиции такие качества, как правдивость и лживость могут быть врожденными. При этом влияние среды рассматривается, как фактор, замедляющий или ускоряющий развитие качеств, которые даны ребенку от рождения: ложь как творчество и фантазирование, ложь как способность к одновременному фантазированию и искажению истины, ложь как искажение истины с корыстной целью [4].

Когнитивистская парадигма представляет моральное развитие как процесс адаптации ребенка к требованиям социальной среды, в результате которого происходит формирование лживого поведения. Согласно когнитивным теориям (Колберга Л., Липман О., Пиаже Ж. и другие), дети по мере взросления проходят определенные этапы нравственного развития, от полного отрицания — к соблюдению определенных норм под внешним контролем и далее — к внутреннему самоконтролю; от эгоистической мотивации следования моральным установкам — к альтруистической; от выполнения правил поведения под угрозой наказания — к сознательному подчинению во избежание самоосуждения [4].

Болгарский исследователь Л. Леви рассматривал ложь в социологическом аспекте. Он раскрывает природу лжи в трех аспектах: информативном, инструментальном и социальном. Его соотечественник С.Желев рассматривал ложь, как сложное психологическое явление. По его мнению, ребенок не рождается лжецом. Причины лжи лежат в его воспитании. И те дети, которые привыкли лгать, повзрослев, могут стать настоящими виртуозами в этом отношении [5].

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, индивидуальные особенности ребенка, в частности уровень интеллекта, оказывают определенное влияние на формирование лживости, нечестности. Ребенок, который не видит никакого иного способа, кроме лжи для достижения цели, получения желаемого, так или иначе прибегает к обману. Однако нельзя утверждать, что в формировании склонности ко лжи играют роль только особенности личности ребенка. Не менее важно его социальное окружение, социальная ситуация развития.

Как и почему лгут дети психология детской лжи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here