Детская агрессивность что с ней делать

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "детская агрессивность что с ней делать" с комментариями наших специалистов.

Детская агрессивность: причины, последствия и что делать? (Часть I)

Часто родителей пугает детская агрессивность. Действительно, эта проблема актуальна в наше время. И особенно этот вопрос беспокоит родителей, чьи дети склонны к подобным проявлениям в различном виде. Им нелегко признавать, что именно их ребенок агрессивен и является источником неприятностей, проблем в группе детского сада, во дворе или в школе.

Когда ребенок ведет себя агрессивно, то чаще всего взрослые осуждают такое поведение, наказывают, отчитывают его, и, зачастую, сами теряют контроль над своими эмоциями, становясь «агрессорами». В тот момент, когда взрослый делает порицание, им движет детское чувство превосходства и всемогущества. Легко быть «огромным и сильным» над «малым и слабым»! Мы, взрослые, боимся агрессивности, но порой сами транслируем ее своим детям, при этом запрещая им ее проявлять.

Агрессия имеет несколько определений, но все они подразумевают «направленность на причинение ущерба другому, оскорбления, унижения, жестокость, враждебность и пр.». Помимо физической агрессии среди детей (и не только) ярко проявляется и вербальная агрессия. Поэтому ущерб другому может быть как физический, так и психологический (удар по телу или самолюбию). Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют, зарежут») до прямых оскорблений («Жирный», «Дурак», «Очкарик», «Ябеда»). Физическая агрессия так же может проявляться, как в косвенной форме, так и в прямой.

Косвенная — разрушение продуктов деятельности товарища (ребенок разрушает постройку из кубиков или песка, зачеркивает или сминает рисунок другого); порча или уничтожение чужых вещей (ребенок с силой бросает на пол машинку, с удовлетворением наблюдая слезы ее владельца; разбивает любимую мамину чашку, получая удовольствие от ее огорчения).

Прямая физическая агрессия — непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и уничтожение. Может принимать две формы – символическую и реальную.

  • символическая — угрозы и запугивание (ребенок пугает товарища, грозится кулаком, транслирует угрожающую мимику и жесты);
  • реальная агрессия – это уже непосредственное физическое нападение (царапанья, хватания за волосы, укусы, битье руками и ногами, применения в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.).

Чтобы понять причины агрессии, необходимо выявить ее мотивы и, конечно, сопутствующие переживания. Каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность:

управлять своими побуждениями, желаниями, неумение контролировать их.

  • подавление и строгий запрет взрослым на проявление агрессии по отношению к другим людям ведет к аутоагрессии – ребенок наносит самоповреждения и самоистязание (кусает, царапает, бьет себя).

Однако агрессивность имеет несколько сторон: не только отрицательные и болезненные, но и положительные, здоровые. Она может проявляться в сопротивлении или непослушании, замкнутости или враждебности, но также и в активности, экспериментировании, в духе инициативы. Агрессивность может сделать ребенка, а впоследствии и взрослого человека, упорным, стремящимся к достижению целей, успеха, либо безвольным, неуверенным, приспособленцем. Эти производные можно рассматривать и дальше. Но задача, которая стоит перед каждым родителем, — научиться различать агрессию у ребенка и помочь ему справиться с нею. Ведь вырастая, человек становится созидателем или разрушителем своей и чужой жизни, а каким он вырастет, во многом зависит от нас, взрослых. Для этого необходимо понимать природу и происхождение агрессии. Например, в плаче младенца мать без особого труда может услышать злость и возмущение. Причина проста: малышу что-то не позволяют или в чем-то отказывают, а, возможно, он голоден, поэтому и возмущается. Плач ребенка при этом является естественным выражением какой-то неудовлетворенности: физической, то ли душевной боли.

С самого рождения ребенок полностью зависит от родителей. И, причем, это положение устраивает многих взрослых, искусственно пытающихся сохранить его такое положение, инфантилизируя и делая беспомощным. В этом проявляется их значимость, всемогущество и реализуется потребность во власти и давлении. Родители, которые в воспитании и взаимодействии со своими детьми, используют такой подход, заблуждаются и наносят ущерб не только своему чаду, но и себе в первую очередь. Когда наступает момент сепарации (она должна проходить постепенно), а родители «не отпускают», у ребенка развиваются, а затем и закрепляются агрессивные черты, которые проявляются в различном виде. Это расстраивает и огорчает не только родителей, но и самого ребенка. Плача, он постепенно переходит от призыва о помощи к отчаянию и протесту, которые проявляются в виде гнева, вспыльчивости, раздражения, возмущения, злости. Таким образом, и рождается агрессивность, и часто взрослые способствуем ее закреплению. Если не понять причину такого поведения и не изменить, не переориентировать ребенка на другие цели или деятельность, агрессия в различном виде становится чертой характера.

По своей сути агрессия – это реакция борьбы. Она складывается из всех тех составляющих, которые выше перечислены и возникает при попытке ребенка изменить положение вещей исходя из своих потребностей. Все это нормально и предпочтительней, чем проявление беспомощности в виде хлюпанья, хныканья, жалоб, беспочвенного фантазирования, ведущей к уходу от действительности и ответственности за свое поведение и все происходящее. Мы часто восхищаемся сильными, настырными, целеустремленными людьми. Ими движет здоровая агрессия, и мы приветствуем ее. Если агрессия приобретет такую же форму у ребенка, — его ждут успех, достижения и приветствие его родителей! Но противоположная, нездоровая разрушительная агрессивность настораживает нас, т.к. влечет за собой ложь, вымогательство, насилие, мстительность, гневливость и все производные из этого. Поэтому нужно говорить не о полном исключении агрессии из характера ребенка, а о необходимости ограничения и контролировании, т.е. управлении ею. И лучшим способом избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – это проявлять к нему свою любовь. Когда мы любим и проявляем теплоту к котенку, он вырастает ласковым, веселым. Так же и малыш, который чувствует теплоту, любовь и заботу, никогда не вырастит агрессивным, жестоким, враждебным, разрушительным.

Что делать с агрессивным ребенком?

Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо определиться с тем, что такое агрессия, отделить от смежных и схожих понятий, разобраться с возможными причинами агрессивного поведения ребенка.

Читайте так же:  Интересные новогодние традиции

Агрессия — поведение, вызванное намерением причинить боль, уничтожить или установить господство. Часто путают агрессивное и ассертивное поведение ребенка, которые могут внешне выражаться в похожих действиях, но совершенно различны по сути. Ассертивное поведение не заключает в себе намерения причинить вред другим, это прямое открытое поведение, отстаивание своих прав.

С агрессивным ассертивное поведение может быть смешано потому, что желание ребенка отстаивать свои права зачастую воспринимается родителями как вызов авторитету взрослых в семье. Иногда для родителей вообще становится открытием, что ребенок вообще хочет иметь право голоса на семейном совете. Этот малыш, который еще совсем недавно ходил пешком под стол, уже обзавелся собственным мнением по многим вопросам и хочет делиться своими соображениями?! Да что он себе вообразил? В наше время дети были скромнее! Когда отец говорил — никто и пикнуть не смел. и так далее. Конфликт, родившийся из нежелания родителя выслушать ребенка, может развиться до вселенского взрыва со скоростью молнии, а может уйти в подполье, где будет медленно тлеть, изредка вспыхивая стычками борьбы за власть или мести.

В том случае, если ребенок немедля пойдет на выяснение отношений, он будет пылко и страстно отстаивать свою позицию, вероятнее всего он будет при этом агрессивен. В этологии (науке о поведении) считается, что агрессия — это энергия, с которой вид стремится к выживанию. Для ребенка участие в подобном конфликте — вопрос выживания в мире взрослых: осознав себя взрослым, ребенок решил выступить с ними на равных. Если он позволит сейчас от себя отмахнуться, то это будет означать, что он еще малыш, и отбросит его назад в возрастной иерархии. Поэтому ребенок яростно и агрессивно бросается в битву за свой авторитет. Хотя агрессивным (имеющим намерение навредить) это поведение не является.

Что делать в такой ситуации? Внимательно выслушать ребенка. Собственно этого он изначально и добивался. Впрочем, активное слушание — универсальный прием, который с пользой может быть применен на любом этапе развития конфликта, да и конфликта дожидаться совсем не обязательно.

Активное слушание помогает убедить ребенка в том, что его или ее слышат, принимают и уважают.

Активное слушание дает возможность:

  • понимать восприятие ребенка
  • ощущать его эмоции
  • слышать то, что он вам пытается втолковать.

После того, как вы выслушали ребенка, вы можете принимать или не принимать его точку зрения — это ваше право, но вам придется объяснить и свою точку зрения по этому вопросу. При таком развитии событий все участники ситуации окажутся в выигрыше: ребенок был принят взрослыми как равный (это серьезный повод для гордости собой и радости), вы укрепили свои взаимоотношения с ребенком, возможно, приобрели в его глазах еще больший авторитет, проявив себя внимательным и вдумчивым собеседником и, вероятно, узнали о своем ребенке что-то новое, увидели его в новом свете.

В том случае, если конфликт все-таки вышел из под вашего контроля, и ребенок ушел в «борьбу за власть», то, что это произошло, вы ощутите на себе. Во время очередной вспышки агрессивного поведения ребенка прислушайтесь к своим ощущениям: что вы чувствуете? Горечь и обиду? Или злость и желание победить этого маленького злыдня, показать ему, кто здесь главный? Если второе, то вы прочно попали в ловушку борьбы за власть.

Что делать в этой ситуации? Самый первый шаг — постараться, насколько это возможно, уклониться от борьбы. Потому что, продолжая бороться, вы запускаете ситуацию по кругу. Вообще в переходный период налаживания ваших отношений лучше воздерживаться от требований, которые ребенок, по вашему опыту, скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает «метод подстройки»: вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от диктата понимание, что упрямство, своеволие и агрессия ребенка — это лишь раздражающая вас форма мольбы: «Я уже большой, позвольте мне, наконец, жить своим умом!»

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя, что заставило ребенка причинить ее вам. Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

О ребенке какого возраста только что шла речь? Бороться за власть или мстить может как четырехлетний малыш, так и четырнадцатилетний подросток. К сожалению, даже сорокачетырехлетний взрослый человек может иметь в своем арсенале подобные модели поведения.

Следует разобрать еще одно смежное с агрессивностью явление. В ясельной группе (1,5 — 2 года) часто можно наблюдать такую картину: малыш стучит пластмассовой игрушкой по столу, затем, не меняя выражения лица, начинает стучать по голове сидящего рядом мальчишки — мальчишка в слезы: он меня обидел. Что здесь произошло? Ребенок исследует мир: стол издает такой звук, голова соседа — более глухой звук, но сосед почему-то обиделся. Что делать? Утешить обиженного, переключить внимание обидчика, сказать, что Пете больно, поэтому он плачет, но ни в коем случае не наказывать обидчика.

Если обидчик постарше (2.5 — 3 года), то его можно стукнуть его же игрушкой примерно стой же интенсивностью, что и стучал он, в добавление к словам, что Пете больно. Это будет иметь результат только в том случае, если вы будете спокойны и отнесетесь к происходящему как к учебному процессу, без экспрессии и возмущения, а не как к наказанию обидчика.

Наконец, поговорим о собственно агрессивности.

Под агрессивностью чаще всего понимается нарушение в проявлении гнева, причинами чего в семейной ситуации может служить:

  • постоянное агрессивное поведение родителей,
  • проявление нелюбви к ребенку, формирование ощущения опасности и враждебности окружающего мира,
  • длительные и частые обиды, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства,
  • унижения, оскорбления ребенка родителями,
  • органические поражения коры.

Агрессивное поведение может быть как вербальным, так и физическим. Оно может направляться на людей или животных или предметы и представляет собой обычную реакцию на гнев или враждебность.

Агрессия может быть просто выученным или подражательным поведением. Дети, подвергавшиеся физическим мерам воздействия со стороны родителей, обычно более агрессивны по сравнению с детьми, которых не наказывали физически. Чем строже наказание, тем агрессивнее поведение детей по отношению к сверстникам, а в дальнейшем и по отношению к родителям и другим людям.

Агрессивные и неагрессивные дети часто воспринимают и интерпретируют сигналы от окружающих по-разному. Ниже приводятся некоторые признаки агрессивных детей:

  • они ожидают от окружающих враждебности,
  • они недооценивают собственную враждебность,
  • в своих проблемах они винят окружающих и обстоятельства,
  • у них ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию,
  • они редко выражают свои чувства словами, предпочитая действие,
  • они часто не думают о последствиях своих поступков,
  • они завышают интенсивность своих эмоций: гнев вместо грусти или раздражения,
  • они невосприимчивы к чувствам окружающих, у них низкий уровень эмпатии (умение принимать чувства других людей),
  • они ценят превосходство и месть превыше дружбы,
  • они менее склонны к компромиссам, чем другие дети,
  • их не волнует страдание жертвы, ответная агрессия, возможность быть отвергнутым сверстниками,
  • они полагают, что их агрессивные действия дают ощутимые результаты, уменьшая агрессивность окружающих,
  • они не задумываются (скорее они о ней просто не знают) о собственной значимости,
  • они испытывают трудности с запоминанием,
  • они с трудом сосредоточиваются,
Читайте так же:  Как создать этнический стиль в интерьере

Агрессивные дети в основном эгоцентричны, искаженно воспринимают окружающих мотивы поведения окружающих и собственного поведения, приписывают враждебные намерения окружающим, часто проявляют гнев. Необходимо учить этих детей разграничивать индивидуальные когнитивные и эмоциональные процессы, находить сходное и различное в людях, определять альтернативные объяснения ситуациям, определять, что думают и чего хотят окружающие. Показав двусмысленную картинку, помогите ребенку рассказать различные истории, основанные на ее сюжете, обсудите, почему можно по-разному воспринимать одну и ту же информацию. Научите ребенка узнавать проблему, находить различные альтернативные решения, оценивать и предвидеть результаты своих поступков.

При взаимодействии с агрессивным ребенком особенно важно осознание собственных чувств, мыслей и желаний, это поможет вам постоянно находиться в контексте ситуации и не позволит агрессивному ребенку втянуть вас в привычный для него сценарий развития отношений. Если вы научите такого ребенка осознавать его собственные чувства, мысли и желания в каждый момент времени и согласовывать их с окружением, то проявления агрессивности перестанут быть хоть сколько-нибудь существенной проблемой.

Агрессивный ребенок в детском саду и школе: что делать?

Коррекция агрессивного поведения детей – только в семье

В каждой детсадовской группе и в каждом классе есть ребенок, который часто ведет себя агрессивно и способен на жестокость. Агрессивное поведение пытаются пресекать, но оно не исчезает, и тогда родители других детей порой ополчаются против родителей агрессивного ребенка. Но и это бесполезно. Что способно помочь такой семье, рассказывает психотерапевт Элизабет Лукас.

Во все времена ученые искали объяснение агрессивному поведению человека, которое часто запускает цепную реакцию и приводит к разрушительным последствиям. В чем кроются причины агрессии у человека? В хищническом инстинкте (Лоренц)? В отчаянии по поводу абсурдности его существования (Сартр)? Хочу предложить свой вариант: в базовом ощущении, что я ничего не стою.

Агрессивные дети, которые причиняют боль другим, обычно сами страдают от боли — не обязательно физической. Как разорвать эту нить?

Жестокость и агрессивность у детей: откуда?

Однажды после обеда прохожие стали очевидцами такой картины: девятилетний мальчик поймал дрозда и стал вырывать у него перья одно за другим, пока птица в мучениях не погибла. Подключилась полиция, был оповещен директор школы, родителей пригласили в отдел по делам молодежи. Они громко возмущались: чиновники хотели подвергнуть их чадо психиатрическому обследованию!

Родители были категорически против, и наконец все сошлись на том, что я должна буду обследовать ребенка и сделать экспертное заключение. На следующий день все семейство сидело с опущенными головами в моем кабинете.

Семейная ситуация такова: отец работает в архитектурном бюро, загружен по горло, постоянно нервничает и получает пинки от своего авторитарного начальника. По вечерам он совершенно вымотан, на выходные забирает чертежи домой и продолжает работать.

Мать весь день стоит за прилавком. По вечерам быстро делает покупки, готовит обед на следующий день, в выходные занимается генеральной уборкой и возится по хозяйству. На вопрос, не могла бы она перейти на полставки, ответила отрицательно, сославшись на гору долгов, которые им с мужем приходится отдавать. Дом строили своими силами, в бюджет не вписались.

После школы мальчик оставался дома один, скучал и шатался по близлежащим полям и лугам. Выходные проходили так же безрадостно. Он честно и смело признался мне во всех своих хулиганских поступках. Например, что собирал улиток и червяков, чтобы потом разрезать их на кусочки своим карманным ножом. Его интересовало все живое, объяснял он, ему нравилось это «исследовать».

Мне не оставалось ничего другого, как провести серьезный разговор с глазу на глаз с родителями. Что для них является приоритетом: деньги или здоровый ребенок? Ведь у мальчика все признаки заброшенности. Я могу постараться устроить его в терапевтическую группу продленного дня, но это не поможет, если родители радикально не изменят своего отношения к жизни.

Сокрушенные и подавленные, они стали спрашивать меня, что же им делать. «Вы допустили ошибки, и ваш сын допустил ошибки, — ответила я. — А теперь поднимитесь на свою подлинную высоту и покажите своему сыну, что на ошибках можно учиться».

На лицах родителей читалось недоумение. Этого они не ожидали. Я представила им концепцию исправления и дала несколько конкретных рекомендаций в тех местах, где им не хватало воображения.

Что делать с агрессивным ребенком?

После этого мы пригласили в кабинет мальчика. Родители встали, склонились перед ним и попросили у него прощения. Они признали, что до сих пор уделяли ему слишком мало внимания и не показывали, как сильно его любят. Мальчик всхлипнул и прижался к матери.

Потом родители посадили его между собой и пообещали, что как минимум раз в неделю каждый из них будет заниматься с ним чем-то, что доставляет ему радость. При этом они готовы отложить свои обычные дела и отдать ему предпочтение. Отец предложил на этой неделе сходить с ним в большой городской аквариум, где можно посмотреть на диковинных рыб. Матери пришло в голову заняться вместе с ним планированием дня рождения, ведь ему скоро исполняется 10 лет.

Оба родителя дали сыну понять, что совместные мероприятия не должны быть дорогостоящими, но должны свидетельствовать о том, насколько он для них важен как личность. Услышав это, мальчик перестал хныкать и улыбнулся.

После этого я отправила родителей в другую комнату и обратилась к сыну. «Теперь твоя очередь, — сказала я. — Сделай так, как твои родители. » Не потребовалось много времени, чтобы он понял, чего я от него хочу. Он должен пойти на луг, где обычно безобразничал, сесть на траву и попросить у животных прощения.

Читайте так же:  Искусство минета - для тебя!

«Поговори с ними, — сказала я, — и попроси у них прощения. Ты причинил им много страданий. Сделай им что-то приятное. » Мальчик погрузился в мысли. Я не мешала ему думать. «Я мог бы зимой повесить на ветки кормушки для птиц», — неожиданно предложил он. Я улыбнулась: «Это было бы замечательно! Тогда твердо пообещай им это и сдержи свое слово». Мальчик энергично закивал.

Семейство ушло от меня с легким сердцем и исполненное благих намерений. Спустя несколько месяцев я как-то проходила через их микрорайон. Было холодно, и повсюду были развешаны кормушки для птиц. Это согрело мне сердце, хотя я уже знала от учительницы мальчика, что моя рекомендация ему очень помогла и что подобные эксцессы больше не повторялись. «Психиатрическая поддержка» оказалась не нужна, зато очень нужна была хотя бы частичка любви от близких людей.

Возможно, именно ощущение «я ничего не стою» — самое провоцирующее на агрессию. Откуда это ощущение берется? От недостатка уважения, который мы испытываем на протяжении всей своей жизни.

Детская агрессия. Как быть?

В данной статье, дорогие родители, я расскажу вам про детскую агрессию. Сразу же хочу обратить ваше внимание, что агрессивное поведение у ребенка – это не всегда что-то нехорошее! Этот момент подробно мы обсудим немного попозже.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Я расскажу Вам, что из себя представляет агрессия, каким образом она выражается у ребенка. Что стоит за агрессией у детей, каковы ее мотивы?

Самое основное, обсуждение мер предосторожности, действий, которые предупреждают агрессивное поведение ребенка. Также мы поговорим о своеобразном «лечении».

Что же такое агрессия?

Агрессия – это такое поведение, которое характеризуется причинением вреда по средствам физической силы или с помощью слов.

Истеричный плач младенца, злость и возмущение. Причина более, чем проста. Это неудовлетворенные физические нужды малыша. Более подробно эту тему я описывала в статье «Тише, Танечка, не плачь… Что нам может рассказать детский плач».

Давайте перейдем к деткам постарше. Вспышки ярости и физические нападки на ровесников, конфликтные ситуации из-за игрушек начинаются у малышей в период полутора – пяти лет. Дорогие родители, вы должны относиться терпимо к такому поведению, т.к. есть возможность сформировать своеобразные символические агрессивные действия в будущем! К примеру, непослушание, нытье, упрямое поведение.

Вскрики, слезы, крик, укусы, «битье» ножками у малыша трех лет связано с «ущемлением» природной жажды в исследовании всего окружающего мира, своего рода столкновение любознательности малыша с родительским «нет».

Дальше агрессивные действия проявляются в дошкольном возрасте, в младшем школьном и в подростковом.… Но это совсем другая история.

Давайте разберемся, всегда ли агрессивное поведение плохо? Конечно же, не все время. Агрессия имеет свои позитивные характеристики, которые нужны для психического роста, и для всего жизненного пути в целом! Неуклонность, настырность в достижении целей, целеполагание и желание достичь, желание побеждать, одоление препятствий. Поэтому воспитание должно быть направлено не на полное исключение агрессивного поведения из личности ребенка, а на сдерживание и контролирование ее негативных сторон, а также вознаграждение ее позитивных проявлений.

Что же лежит в основе детской агрессивности? Причины агрессивности.

Самые основные случаи:

  1. Несоответствие желаний ребенка его возможностям.
  2. Потребности ребенка не удовлетворены, все возможные методы удовлетворения не действуют, крайняя мера – агрессивность.
  3. Ребенок ведет себя агрессивно следуя образцу, так сказать «выученное» поведение. Чаще всего пример родителей, других детей, литературных персонажей, киногероев.
  4. Но не стоит забывать, что на агрессивность могут влиять и биологические характеристики (например, свойства нервной системы ребенка, наследственные факторы, биохимия).

Когда все-таки нужна консультация профессионала? Только в двух случаях агрессивности вашего ребенка:

  1. Гиперактивный малыш. Он беспокойный, агрессивный, все и вся задевает на своем пути, оставляет след «разрушения», имеет много обид. Его поведение можно охарактеризовать как импульсивное, с необдуманными действиями, нарушает «табу». Обратите внимание, в сердцах такой малыш добрый и любящий, но в его головном мозге есть биохимический дисбаланс, который делает его сверхэнергичным. За таким ребенком должен вести наблюдение врач, он пропишет ему нужные лекарства.
  2. Ко второму случаю относятся детки постарше (пять лет и более). Такой тип редок, но имеет место быть. Ребенок получает удовольствие он того, что мучает животных и слабых. Следует проконсультироваться с психоневрологом.

Меры предосторожности. Как предупредить агрессивное поведение?

А знаете, какой самый лучший способ избежать избыточного агрессивного поведения вашего малыша? Ответ прост. Это ваша любовь, проявляйте любовь! Нет детей, которые ощущая себя любимыми, были бы агрессивными.

У малыша должен быть шанс выплескать свою агрессию. Активные игры, например, буду очень кстати (только не перед сном, помните об этом). Сверхактивный ребенок не должен сидеть без дела! Обязательно исключите ТВ-программы и кино со сценами насилия или с жестоким сюжетом.

Также необходимым этапом «борьбы» с агрессивным поведением должен стать поиск друзей. Научите, как правильно общаться с другими детьми (надо делиться, не надо бить и т.д.). В совместной деятельности малыш поймет, как устроены нормы социального поведения.

Помните, малыш учится на вашем примере. Не допускайте при ребенке вспышки злости и гнева. Родители, не оскорбляйте друг друга, не отзывайтесь гневно при ребенке о ваших коллегах по работе. Ни в коем случае, не прибегайте не применяйте к наказаниям, с помощью физической силы.

Запомните самое главное, ваша забота и душевная теплота – это лучшая «таблетка» для ребенка. Если вы будете думать, что ваш малыш «испорчен», то это, обязательно, поймет и он сам. Малыш будет страдать от этого, он будет одинок, и, как следствие, вырастет трудным ребенком.

Малыш в каждую минуту своей жизни должен чувствовать и понимать, что его любят, он нужен вам, его принимают, таким как он есть. Любите, не смотря не на что!

Агрессия у детей

Ребенок быстро растет, поражая своим новым поведением родителей. Еще недавно он мило улыбался всему миру и людям, а теперь готов плакать, капризничать и лезть в драку. Если родители оказываются неподготовленными к тому, что у их малыша начнут появляться негативные качества, тогда они оказываются в тупике: «Откуда появляется агрессия у ребенка? Как справиться с агрессией?». Когда родители становятся свидетелями того, что у детей проявляется агрессия со всеми присущими ей признаками и причинами, встает вопрос о лечении малышей от данного качества.

Агрессия у детей

Детские годы являются тем начальным этапом, когда малыши начинают копировать своих родителей и друзей, пробуя новые модели поведения. Агрессия у детей является своеобразной моделью поведения, которая закрепляется на долгие годы, если они достигают своих целей. К примеру, если ребенок хотел получить чужую игрушку и ему это удалось сделать путем проявления агрессии, тогда у него возникнет ассоциация: агрессия – это хорошо, она помогает достичь желаемого.

Читайте так же:  Как выбрать газовую варочную панель

Все дети пробуют агрессивное поведение как модель поведения. Однако в последующем агрессивность у одних детей становится качеством характера, которое они постоянно проявляют, а у других – лишь реакцией на жестокость окружающего мира. Обычно агрессия у детей является формой выражения своего негодования на факторы, которые возникают в окружающем мире. Ребенок либо словесно может выражать свои эмоции, либо на уровне поступков (плакать, драться и т. д.).

Практически в каждом коллективе найдется агрессивный ребенок. Он будет задираться, лезть в драки, обзываться, пинать и другими способами провоцировать других детишек. Первые признаки агрессии у детей появляются еще в младенческом возрасте, когда ребенка отлучают от груди. Именно в период, когда ребенок не чувствует себя защищенным и нужным, он начинает переживать.

Агрессия многих детей является попыткой привлечь к себе внимание родителей, которые мало уделяют внимания либо вообще игнорируют. «Я никому не нужен», — и ребенок начинает пробовать различные модели поведения, которые помогут ему привлечь внимание. Жестокость и неповиновение часто помогают ему в этом. Он замечает, что родители начинают с ним общаться, дергаются, беспокоятся. Раз подобное поведение помогает, оно начинает закрепляться на всю жизнь.

Причина агрессии у детей

Как и у любого человека, есть свои уникальные причины агрессии у детей. Одного ребенка могут беспокоить «холодные родители», а второго – невозможность иметь желаемые игрушки. Причин для агрессии у ребенка предостаточно, чтобы выделить целый их список:

  1. Соматические заболевания, нарушение работы отделов головного мозга.
  2. Конфликтные отношения с родителями, которые не уделяют внимания, не интересуются ребенком, не проводят с ним время.
  3. Копирование моделей поведения родителей, которые сами являются агрессивными как дома, так и в социуме.
  4. Равнодушное отношение родителей к тому, что происходит в жизни ребенка.
  5. Эмоциональная привязанность к одному родителю, где второй выступает в роли объекта агрессии.
  6. Низкая самооценка, неумение ребенка управлять собственными переживаниями.
  7. Непоследовательность родителей в воспитании, разные подходы.
  8. Высокая возбудимость.
  9. Недостаточная развитость интеллекта.
  10. Отсутствие навыков налаживать отношения с людьми.
  11. Копирование поведения героев из компьютерных игр или наблюдение за насилием из экранов телевизоров.
  12. Жестокое отношение родителей по отношению к ребенку.

Здесь можно вспомнить случаи ревности, которые возникают в семьях, где малыш является не единственным ребенком. Когда родители любят больше другого ребенка, больше его хвалят, уделяют внимание, тогда это вызывает негодование. Ребенок, который чувствует себя ненужным, часто становится агрессивным. Его объектами агрессии становятся животные, другие дети, сестры, братья и даже родители.

Важным становится еще характер наказания, который применяют родители, когда ребенок провинился. Агрессия провоцирует агрессию: если ребенка избивают, унижают, критикуют, тогда он сам начинает становиться таким. Снисходительность или строгость как методы наказания всегда приводят к развитию агрессивности.

Откуда агрессия у ребенка?

Сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru отмечает, что агрессивность детей имеет множество причин. Здесь могут быть как семейные проблемы, отсутствие желаемого, экспериментирование своего поведения, лишение чего-то ценного, так и соматические расстройства. Дети всегда копируют поведение своих родителей. Часто взрослым следует посмотреть на то, как они себя ведут в присутствии детей, чтобы понимать, откуда агрессия проявилась у ребенка.

Первыми проявлениями агрессии могут быть укусы, которые совершаются 2-летним малышом. Это способ показать свою силу, установить свою власть, показать, кто тут главный. Иногда ребенок просто смотрит на реакцию окружающего мира путем проявления того или иного поведения. Если агрессию проявляет мама, тогда малыш просто копирует ее.

В 3-летнем возрасте агрессивность проявляется по причине желания иметь красивую игрушку. Детки начинают толкаться, плеваться, ломать игрушки, истерить. Желание родителей заставить ребенка успокоиться является неудачным. В следующий раз малыш просто усилит свою агрессию.

4-летние малыши становятся более спокойными, однако их агрессивность начинает проявляться в играх, где нужно отстоять свою точку зрения. Ребенок в данном возрасте не принимает чужого мнения, не терпит вторжения на свою территорию, не умеет сочувствовать и понимать желания других.

В 5-летнем возрасте мальчики начинают пробовать свои силы в проявлении физической агрессии, а девочки – в словесной. Мальчики начинают драться, а девочки дают прозвища, насмехаются.

Именно в 6-7-летнем возрасте дети научаются немного контролировать свои эмоции. Это проявляется не в мудром подходе к делу, а просто к сокрытию своих чувств. Будучи агрессивными, они могут мстить, дразниться, драться. Этому способствуют чувства заброшенности, отсутствия любви и асоциальная среда.

Признаки агрессии у детей

Только ребенок может чувствовать свои эмоции. Далеко не всегда он способен осознать их и понять причины. Вот почему родители слишком поздно замечают, что с их ребенком что-то не то. Обычно признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают:

  • Обзываются.
  • Отбирают игрушки.
  • Бьют сверстников.
  • Мстят.
  • Не признают своих ошибок.
  • Отказываются соблюдать правила.
  • Гневаются.
  • Плюются.
  • Щипаются.
  • Замахиваются на других.
  • Используют оскорбительные слова.
  • Истерят, зачастую напоказ.

Если родители используют в воспитании малыша метод подавления, тогда ребенок просто начинает скрывать свои чувства. Однако при этом они никуда не уходят.

Расстроенность и беспомощность ребенка заставляет его искать любые способы справиться с проблемой. Если родители при этом не понимают чувств ребенка, тогда они своими мерами только усугубляют поведение малыша. Это еще больше угнетает ребенка, который хотел не того, что сделали родители. Когда отсутствует искренность и проявление заботы со стороны родителей, тогда ребенок начинает вызверяться на них или на других детях.

Все начинается с того, что ребенок пробует истеричные формы агрессии: протест, крики, плач и т. д. Когда бьются и ломаются игрушки, ребенок таким образом выплескивает свое негодование.

Читайте так же:  Секреты красоты от ирины

Уже после данного периода наступает момент, когда ребенок начинает пробовать свои вербальные навыки. Здесь используются слова, которые он слышал от своих родителей, из телевизора или от других деток. «Словесная перепалка», где должен победить только ребенок, — частый способ проявления агрессии.

Чем старше малыш, тем больше он начинает совмещать физическую силу и словесные выпады. Тот метод, который у него больше всего получается, помогает в достижении цели, он использует и совершенствует.

Лечение агрессии у детей

Не следует надеяться на то, что различные методы по лечению агрессии у детей стопроцентно устранят данное качество. Следует понимать, что жестокость мира всегда будет вызывать у любого здорового человека агрессивные эмоции. Когда человек вынужден защитить себя, тогда агрессия становится полезной. «Подставлять другую щеку», когда вас унижают или бьют, — становится путем к больничной койке.

Таким образом, при лечении агрессии у детей помните о том, что вы помогаете ребенку справиться с его внутренними проблемами, а не с устранением его эмоции. Вашей задачей является сохранение агрессии как эмоции, но устранение ее как черты характера. В этом случае активное участие принимают родители. Если их меры воспитания еще больше усугубляют ситуацию, тогда методы лечения, применяемые психологами, становятся более сложными и продолжительными.

Не следует уповать на то, что с возрастом ребенок станет добрее. Если упустить момент зарождения агрессии, это может привести к формированию данного явления как качества характера.

Самым эффективным способом устранения агрессии является исправление той проблемы, из-за которой ребенок негодует. Если малыш просто капризничает, тогда не следует реагировать на его истерику. Если же речь идет о недостатке внимания, любви, общего досуга, тогда следует изменить свои отношения с ребенком. Пока причину агрессии не устранить, сама по себе она не исчезнет. Любые попытки уговорить ребенка больше не быть злым приведут лишь к тому, что он просто научится скрывать собственные чувства, однако агрессия при этом никуда не исчезнет.

В момент, когда ребенок проявляет агрессию, следует разобраться с факторами, которые ее вызывают. Какие триггеры запускают механизм агрессивности? Зачастую родители своими поступками вызывают злость у ребенка и негодование. Изменение поведения родителей влечет изменения в поступках ребенка.

Как справиться с агрессией?

Зачастую причиной агрессии у детей является не налаженные отношения с родителями. Таким образом, справиться с агрессией можно только путем коррекции поведения как родителей, так и детей. Здесь даются упражнения, которые ребенок выполняет сам либо с родителями. Хорошим упражнением становятся ролевые игры, где ребенок и родители меняются местами. Малыш имеет возможность показать, как родители себя ведут по отношению к нему. Также здесь разыгрываются сцены, когда ребенок ведет себя плохо, а родители научаются с ним правильно контактировать.

Родителям не помешает изучить литературу или пройти консультацию у семейного психолога, где они смогут получить информацию о том, как правильно реагировать на агрессию ребенка, как его воспитывать и какими способами усмирять его гнев.

Немаловажным становится поведение самих родителей не только в отношении ребенка, но и в адрес остальных людей. Если они сами проявляют агрессию, тогда становится понятным, почему их ребенок агрессивен.

Подходы воспитания детей у обоих родителей должны быть схожими. Они должны быть последовательными и едиными. Когда один родитель все разрешает, а другой – запрещает, это позволяет ребенку любить одного и ненавидеть другого. Родители должны продумать меры и принципы своего воспитания, чтобы ребенок понимал, что есть нормальным и правильным.

Также здесь используются методы:

  • Битье подушки.
  • Переключение внимания на другое занятие.
  • Рисунок собственной агрессии, который можно разорвать.
  • Исключение родителями со своей стороны запугивания, оскорбительных слов в момент агрессии ребенка, шантажирования.
  • Соблюдение полноценного питания.
  • Спорт.
  • Выполнение упражнений по релаксации.

Родителям следует почаще проводить досуг с детьми, интересоваться их мыслями и переживаниями. Также здесь помогает исключение из развлечений агрессивных компьютерных игр и просмотр насильственных передач, фильмов. Если родители находятся в разводе, тогда ребенок не должен этого ощущать. Его общение должно спокойно происходить как с матерью, так и с отцом.

Агрессию невозможно полностью исключить из жизни человека, однако ее можно научиться понимать и контролировать. Хорошо, когда агрессия является реакцией, а не качеством характера. Итогом воспитания, когда родители занимаются устранением агрессивности у своих детей, является самостоятельность и сильная личность.

Прогноз при отсутствии попыток родителей помочь ребенку в контролировании своей ярости может быть неутешительным. Во-первых, ребенок по достижению подросткового возраста может найти плохих друзей. У всех они появляются. Только дети, которые могут контролировать свою агрессию, вскоре сами уходят из «плохих компаний».

Во-вторых, ребенок будет находиться в замешательстве. Он не умеет понимать свои переживания, оценивать ситуацию, контролировать свои действия. Результатом подобного поведения может стать тюрьма или гибель. Либо ребенок, когда вырастет, станет преступником, либо окажется в ситуации, где его искалечат или убьют другие агрессивные люди.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Стирается граница дозволенного у человека, который не учится управлять своими эмоциями. Это часто прослеживается у преступников. Как результат отсутствия воспитания по устранению агрессии становится закрепление эмоции и формирование ее в качество характера. Как известно, злых людей никто не любит. Только такие же агрессивные люди могут окружать того, кто зол на мир. Такого ли будущего желают родители своему ребенку?

Агрессивный ребенок часто руководствуется страхом. Он либо боится остаться в одиночестве, либо понимает, что никого не может заинтересовать, влюбить в себя. Все люди желают быть принятыми. Этого же желает ребенок, который просто пока еще не понимает, что агрессия лишь еще больше отталкивает от него людей. Если родители не будут тянуться к ребенку, который проявляет злость, тогда он может задуматься над тем, что другого сделать, чтобы родители его снова любили.

Детская агрессивность что с ней делать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here